Женщин намибийского племени Химба можно узнать с первого взгляда: их головы украшают глиняные дреды, на груди они носят проволочный нагрудник, а от палящих лучей солнца защищаются красной глиной. В деревне у них главное слово, потому что мужчины большую часть времени пасут скот в другом месте.
Если вы хотите посетить полукочевое племя Химба в намибийском регионе Кунене, вам нужно подготовиться к долгой поездке на джипе по типичным гравийным дорогам. Ориентиром на карте для вас станет город Опуво, а конкретной отправной точкой — поселок Эпупа недалеко от одноименных водопадов.
Там желательно найти местного, хотя бы немного говорящего по-английски, гида, который проведет вас в одну из окрестных деревень — чаще всего в свою родную. На месте он будет переводить и посоветует, какие продукты стоит привезти с собой: сладости и школьные принадлежности не очень подойдут, а вот мука или масло будут приняты с радостью.
Однако есть и более удобный способ встретиться с местными женщинами. Люди Химба также обнаружили, что туристы — это источник быстрого дохода, и крепко ухватились за эту возможность. Сезонно они переезжают южнее, чтобы вдоль дорог у часто посещаемого национального парка Этоша продавать различные браслеты и безделушки, или же брать хорошие деньги за фотографии.
Целые части деревень, в основном женщины и дети, даже переезжают вслед за туризмом: в новых местах они строят глиняные хижины и, как в музее под открытым небом, ждут посетителей, с которых затем просто взимают плату за вход.
Мужчины остаются скорее на севере, чтобы ухаживать за стадами скота. Ведь скоту нужны пастбища, которых дальше на юге не так много. Животные в приоритете, потому что от их количества зависит положение мужчины.
Жизнь в онганде
В деревне Химба, называемой «онганда», где проживает только одна немного разветвленная семья, жизнь течет очень медленно. Молодой человек выгоняет скот из простого загона на пастбище и возвращается с ним обычно только поздно вечером. Представителей мужского пола в деревнях обычно не так много, потому что в основном они уезжают куда-то на работу.
Или же все поселение принадлежит одному мужчине с несколькими женами, каждая из которых занимает хижину, которую она построила сама. На плечи женщин ложится большая часть работы, связанной с поддержанием деревни, от лепки хижин до обеспечения водой, приготовления пищи и производства масла и кислого молока, а также заботы о грядках. Во время посещений дамы обычно сидят у входа в свои жилища и много времени уделяют украшению себя или изготовлению браслетов для туристов.
Деревня включает в себя несколько хижин, построенных вокруг центрального загона для скота, который называется «крааль». Рядом с ним, в сторону хижины вождя или просто мужа, горит священный огонь «окуруво», который не должен гаснуть и на нем не готовят — пищу готовят на очагах перед каждым жилищем.
За деревней часто стоит еще один загон, потому что некоторые Химба делят скот на священный, который принадлежит мужчине и не убивается и не доится, и полезный, принадлежащий женщине. Священный скот, как и огонь, помогает общаться с умершими предками, составляющими основу местного верования.
Что надеть?
Во время посещения деревни женщины с гордостью демонстрируют, как они ухаживают за собой. Смесь жира и охристой глины, называемую «отджизе», они наносят на все тело, что, как утверждается, защищает их от опасных солнечных лучей. Пасту также наносят на заплетенные волосы, создавая характерные глиняные дреды.
Однако, если косички продолжаются длинным пышным хвостом, вероятно, это не естественная грива местной красавицы, а заплетенная подделка, купленная в городе. Современные удобства просто добрались и до Химба, и местные дамы охотно немного помогают себе в красоте.
Косички носят и дети: у мальчиков они заплетены назад, а у девочек — на лицо. И если у самых маленьких вы увидите только одну, то у более старших они создают на лице воображаемую завесу.
Однако есть исключения, которые могут сбить с толку посетителя — если, например, рождаются смешанные близнецы и девочка умирает, мальчик до совершеннолетия носит косу, зачесанную на лицо, чтобы сестра оставалась с ним. С близнецами связан и другой обычай, когда вся благословленная семья носит на шее ожерелье из бусин, сделанных из страусиного яйца.
Замужние и бездетные
Украшением женщин, которые замужем не менее года или уже имеют ребенка, является корона «эрембе» из сушеной овчины. В наше время ее может заменить и пластик, особенно если дама после переезда на юг продаст «оригинал». Представительницы племени с удовольствием используют специальные нагрудники, украшенные железными гайками, которые поднимаются вперед над сосками.
На шее у них гордо возвышается кожаное ожерелье с центральным элементом в виде раковины. Это украшение иногда можно забрать в качестве сувенира, но если оно надето на женщине, то даже двести долларов не заставят ее отказаться от него, потому что, продав его, она потеряет часть себя. Если вам все же удастся получить артефакт, учтите, что от красной глины избавиться будет непросто.
Единственным большим куском одежды у женщин является юбка, которая может быть богато украшена сзади и состоять из многочисленных невыделанных шкур. В противном случае ее функцию может выполнять и кусок тряпки.
На лодыжках дамы носят некие щитки, опять же сделанные из железных гаек — якобы они защищают их от укуса змей. Спереди это украшение могут дополнять вертикальные полоски: у бездетных женщин их нет, у матерей с одним ребенком вы увидите одну, а у остальных — две.
Выкуривание вместо мытья
Помимо украшения красной пастой, Химба известны своими гигиеническими привычками. Поскольку они живут в районе с ограниченным доступом к воде и у них нет песка, который используют для очистки пустынные племена, они «моются» дымом. В маленький огонь добавляют ароматные травы и кружат им вокруг тела, после чего приседают над ним и дезинфицируют интимные места.
Затем всю кожаную одежду раскладывают на примитивной корзине, перевернутой вверх дном, и снова дают подействовать дыму. Травы хранят в коробочках из коровьих рогов, и помимо одной кастрюли и выдолбленных тыкв это часто единственная посуда в хижине.
Помимо уже упомянутой полигамии, семейная жизнь Химба отличается и иначе: юноши становятся мужчинами, как только женятся, девушки становятся женщинами только с рождением ребенка. Обрезание проводится только у мальчиков, и браки до сих пор бывают договорными, даже в очень раннем возрасте, хотя законы, конечно, ничего подобного не разрешают.
В кочевом племени супруги проводят большую часть жизни в разлуке, и почти у половины детей отцом является не официальный партнер их матери. Однако никто принципиально не возражает, и забота о потомстве делится в пределах одной деревни.
Тяжелое, но веселое бытие
Представительницы племени Химба любят танцевать и петь, и с удовольствием демонстрируют это прибывающим туристам. Они встают в круг и выхлопывают ритм, а внутри сменяются танцующие женщины, которые кружатся и топают. Жизнь в деревне тяжелая, но может включать в себя и безудержное веселье.