Почти не используемая, африканская железная дорога, пересекающая Сенегал и Мали, остаётся постоянным напоминанием о колониальной эпохе и периоде экономического подъёма. Её маршрут великолепен, но в то же время очень опасен.
Представьте себе путешествие вдоль железнодорожной линии, постепенно поглощаемой африканской дикой природой. Рельсы заросли кустарником, старые станции пусты, и в дымке заходящего солнца иногда кажется, что краем глаза видишь одиноких хранителей прошлого. Так сегодня выглядит железная дорога Дакар–Ниамей, когда-то ключевое звено между Сенегалом и Мали.
Некогда важная торговая артерия, соединяющая эти западноафриканские государства, почти забыта, и поезда ходят только на некоторых её участках. Но как отважные искатели приключений вы можете отправиться вдоль рельсов в уникальное путешествие по нетронутым ландшафтам.
На восток и на запад
Первоначально весь маршрут составлял 1287 километров, и регулярные рейсы осуществлялись до 80-х годов прошлого века. История железной дороги восходит к концу 19 века, когда началось её строительство, первоначально осуществлявшееся французскими колонизаторами.
Хотя при завоевании новых территорий и развитии торговли они в первую очередь полагались на судоходные реки, река Сенегал оказалась не очень подходящей для их целей, и поэтому они решили инвестировать в железную дорогу.
С 1881 года строилась линия от малийского Кайеса на восток в направлении реки Нигер, но с самого начала её преследовали огромные проблемы. Среди прочего, были перебои с поставками материалов, а среди китайских и марокканских рабочих начала распространяться жёлтая лихорадка. За долгих пять лет было построено всего 54 километра трассы, и на следующие пять лет работы практически остановились.
Поворотный момент наступил, когда строительство перешло к французской армии – и, наконец, рельсы были доведены до сенегальского порта Дакар. Транспортная артерия функционировала с 1924 года, и благодаря ей сырьевые ресурсы из глубины страны могли поступать во весь мир.
Африканский «папинак»
Если в качестве отправной точки маршрута выбрать город Кайес, расположенный примерно в восьмидесяти километрах от границы Сенегала с Мали, то достаточно свернуть с главной дороги и отправиться по пыльной дороге в сторону малийской столицы Бамако. На всём протяжении вас будут сопровождать ржавые рельсы.
Кайес когда-то был важным и очень оживлённым транспортным узлом, но сегодня в нём преобладают скорее ностальгические воспоминания о грохоте паровозов. История общины с населением около 130 тысяч человек восходит к 80-м годам 19 века, а её окрестности в то время называли «африканским папинаком»: не то чтобы регион сотрясали гражданские волнения, но там царила экстремальная жара.
По пути на восток вы также минуете огромную электростанцию на плотине Lac Manantali. Один из крупнейших энергетических проектов в регионе был создан в конце 80-х годов прошлого века и обеспечивает электроэнергией Мали, Сенегал и Мавританию. Однако его задачей было также регулирование течения реки Сенегал и, следовательно, улучшение условий для сельского хозяйства. Площадь водохранилища достигает внушительных 477 квадратных километров.
Деньги или жизнь!
Следующей остановкой является полумиллионная Кита, известная своей традиционной музыкой и в прошлом бывшая центром переработки арахиса и хлопка, выращенных в этом районе. Местная жизнь течёт своим чередом, и жители приветствуют всех приезжих дружелюбной улыбкой, часто останавливают их и спрашивают, откуда они приехали и почему идут именно этим путём.
В последние годы туристы там бывают редко. Об этом говорит и владелец местного кемпинга голландец Каспер, который вспоминает золотые времена туризма и надеется, что рано или поздно стране удастся решить проблему с террористами и группами боевиков. До тех пор он, по его словам, будет заниматься фермерством…
По мере приближения к Бамако атмосфера на трассе накаляется, и в ушах, скорее всего, прозвучат слова Каспера о безопасности. В деревне Сорибугу, примерно в сорока километрах от столицы, автомобили собираются в колонну, чтобы проехать вместе через район, печально известный частыми нападениями.
Это рискованный участок, где боевики часто устанавливают плату за безопасный проезд. Однако местные жители относятся к их поведению с ледяным спокойствием: для них это нормальная часть пути, и именно поэтому они организуют колонны.
Как из энциклопедии
Вдоль трассы также расположено множество традиционных деревень с хижинами из глиняных кирпичей банко или из утрамбованной глины писе и с соломенными крышами. Между ними ходят женщины, носящие воду на головах, а дети бегают босиком по пыльным дорогам.
Деревни просто живописны, и вам покажется, что перед вашими глазами ожили картинки из энциклопедий или документальных фильмов. Каждая остановка даёт возможность сделать фотографии и поговорить с местными жителями, которые часто поражены интересом к их забытой железной дороге.
Путешествовать по Мали невозможно, если вы не можете справиться с экстремальными температурами: днём царит палящая жара, а ночи приятно прохладны. Кроме того, в стране, страдающей от бесчинств террористов, на каждом контрольно-пропускном пункте ждут солдаты.
Армейские проверки в Мали являются обычной частью дня, поскольку они часто служат для поддержания порядка. В то же время они становятся возможностью для неофициального сбора и могут привести к ненужным конфликтам. Поэтому туристам рекомендуется соблюдать осторожность.
Воспоминания о золотых временах
Экспедиция в эту часть света включает в себя не только приключения, но и риски для здоровья. Малярия, лихорадка денге и бильгарциоз относятся к числу распространённых заболеваний, и необходимо от них защищаться. Местные больницы, как правило, плохо оснащены, поэтому у каждого путешественника должен быть запас лекарств и профилактических средств.
Наиболее частой причиной осложнений со здоровьем является загрязнённая вода, поэтому в ваших же интересах пить только бутилированную или кипячёную воду.
В любом случае, идеальную точку в путешествии вдоль трассы предлагает посещение столицы Мали Бамако. Местный железнодорожный вокзал великолепен и напоминает о золотой эре железнодорожного транспорта. Поезда сюда уже не ходят, но столица продолжает пульсировать, и главными ингредиентами её колорита являются рынки, улицы, полные скутеров, запахи жареного козьего мяса и бесконечная суета.
Бамако – это ещё и город контрастов: наряду с роскошными виллами вы найдёте там и трущобы, которые с каждым годом разрастаются, поскольку в них поселяются приезжие из сельской местности.