Image default
Европа

Сиена, Тоскана: средневековая жемчужина Италии

Тосканская Сиена по праву считается одним из самых очаровательных городов Италии. Ее средневековый облик, сохранившийся до наших дней, а также множество выдающихся работ известных художников и скульпторов обеспечили историческому центру место в списке ЮНЕСКО.

Хотя в Италии памятники встречаются практически на каждом шагу, Сиена уникальна даже по местным меркам. Она предлагает прекрасно сохранившееся старое ядро, архитектурно компактное. Говоря простым языком, здесь не смешиваются исторические стили, а почти все здания относятся к периоду XIII-XV веков. Если бы вы смогли перенести из прошлого местного горожанина, он, скорее всего, не нашел бы в современной Сиене много отличий от дома, который он помнил.

Богатое наследие Сиены

Город по праву гордится своим наследием. Поскольку он расположен в глубине страны, в отличие от Генуи или Венеции, он не мог разбогатеть на морской торговле; вместо этого он стал центром финансов. Старейший банк в мире, Monte dei Paschi di Siena, был основан еще в 1472 году и до сих пор находится в своем «родном» городе.

Италия относится к нему как к любому другому ценному памятнику и заботится о нем – уже потому, что из этого учреждения поступают деньги. Пять лет назад государство приобрело в нем контрольный пакет акций, и банковский дом вместе со связанным бизнесом является одним из крупнейших игроков на итальянском финансовом рынке.

Сиена, Тоскана: средневековая жемчужина Италии

Этрусские корни и соперничество с Флоренцией

По легенде, Сиену основал некий Сений, сын Рема и племянник его брата Ромула, легендарных близнецов, стоявших у истоков Рима. Таким образом, как и в случае с вечным городом, на гербе тосканской столицы мы находим волчицу, кормящую двух маленьких мальчиков. После первоначально этрусского поселения последовало весьма разнообразное прошлое, полное исторических поворотов, сопровождавшихся эпохами расцвета и упадка.

В XII веке звезда близлежащей Флоренции начала быстро восходить, и между двумя городами укоренилось давнее соперничество, подпитываемое спорами между папской и светской властью.

Памятной стала кровавая битва при Монтаперти в 1260 году – одно из крупнейших военных столкновений в средневековой Италии, в котором Флоренция потерпела сокрушительное поражение. Резня, после которой осталось более трех тысяч убитых, упоминается в «Божественной комедии» поэтом и флорентийским изгнанником Данте Алигьери.

Сиена, Тоскана: средневековая жемчужина Италии

Пьяцца-дель-Кампо: веер в сердце города

Победа над могущественным соперником и последующее «правление девяти», когда управление городом взяла на себя рада из девяти представителей из числа ремесленников и торговцев, принесли небывалый экономический и культурный расцвет.

Однако относительный золотой век продолжался только до 1555 года, когда Флоренция отплатила своему меньшему сопернику военным унижением, завоевала Сиену и взяла над ней власть. Тем не менее, местные жители продолжали придерживаться прежних обычаев и проявляли сопротивление, в частности, тем, что даже в период расцветающего Возрождения оставались верны «своей» готике.

В этом стиле в середине XIV века также была построена ратуша Palazzo Pubblico с более чем стометровой башней Torre del Mangia, которую украшает травертиновая корона. Строение на протяжении веков заслужило репутацию самого красивого тосканского дворца и доминирует над центральной площадью Piazza del Campo в форме веера.

Площадь возникла в естественном углублении и отражает замечательную гармонию строительного искусства с природными условиями местности. Она стала свидетелем большинства ключевых событий в сиенской истории, и на ней также проводится ежегодный забег Palio di Siena. Сегодня это популярное туристическое место, прежде всего благодаря многочисленным кафе, предлагающим посидеть за бокалом кьянти, чашкой капучино и порцией типичного пирога панфорте с орехами, медом и цукатами.

Palazzo Pubblico: ратуша, полная фресок

Входной двор Palazzo Pubblico с колоннадой скрывает статую упомянутой волчицы как символ города. На первом этаже в Зале карт можно полюбоваться грандиозными фресками сиенского художника Симоне Мартини.

Сиена, Тоскана: средневековая жемчужина Италии

Особенно так называемая «Маэста», размером 7,6 на 9,7 метра, представляет собой удачный симбиоз готического искусства и греко-православного влияния. Эксперты отмечают живость картины, силу выражений изображенных персонажей и интенсивность цветов, которые вместе создают почти мистическое впечатление.

Более того, это не единственный пример средневековой живописи в здании ратуши: в Зале мира находятся самые известные светские фрески сиенской школы от Амброджо Лоренцетти, который своей кистью запечатлел местное правление, соответственно, последствия его решений – как хорошие, так и плохие.

При этом примечательны как аллегорическое, так и реалистичное отображение повседневной жизни в городе. К почти обязательным остановкам относится часовня, примыкающая к ратуше, построенная как выражение благодарности за преодоление чумы 1348 года.

Сиенский собор: незавершенный гигант

В подобный туристический магнит превратился собор Санта-Мария, одно из самых красивых европейских строений в своем роде. Кафедральный собор, завершенный в XIV веке, строился около двухсот лет, и результатом стала удивительная эстетическая гармония романских элементов, украшающих интерьер, с преимущественно готическим внешним видом.

Тем не менее, законченным сокровищем, помимо шестигранного купола, является прежде всего 77-метровая башня, где с каждым этажом увеличивается количество окон.

В первой половине XIV века Сиена находилась на вершине богатства и власти, и тогда же возникли грандиозные планы по дальнейшим пристройкам: рядом с только что законченным собором должен был возникнуть еще «Duomo Nuovo» как противоположность конкуренции, растущей во Флоренции.

Это должно было быть самое большое святилище в мире, однако из-за эпидемии чумы и последующей политической нестабильности его очертания остались только на бумаге, и от строительства отказались вскоре после его начала. Однако остатки запланированного расширения до сих пор стоят на юго-восточной стороне собора и даже спустя шесть столетий удивляют своими размерами.

Сиена, Тоскана: средневековая жемчужина Италии

В трех аркадах недостроенного тракта сегодня находится музей искусств, коллекции которого включают искусно выполненные скульптуры Джованни Пизано, первоначально задуманные для фасада собора. А если вы подниметесь по узкой винтовой лестнице на смотровую площадку, вам откроется захватывающий вид не только на собор, но и особенно на панораму всего города и окрестностей.

Наследие великих мастеров

В богато украшенных часовнях собора вы найдете произведения мастеров, которые перевернули историю искусства, включая статую Иоанна Крестителя от флорентийского ренессансного гения Донателло, который также приложил руку к украшению баптистерия в задней части собора.

Часовню дворянского рода Киджи в XVII веке построил и украсил своими статуями Джан Лоренцо Бернини. И в ней также находятся четыре скульптуры от знаменитого Микеланджело, хотя по сравнению с другими его произведениями они мало известны.

Однако Сиену посещают не только любители искусства: в городе найдут себе занятие и те, кто предпочитает впечатления, радующие слух. Всемирную известность приобрело образовательное учреждение Accademia Musicale Chigiana, расположенное в величественном готическом дворце Chigi-Saracini, где можно увидеть коллекцию старинных инструментов.

Посетители, жаждущие духовного опыта, не должны пропустить дом святой Екатерины Сиенской, мистика и церковного учителя XIV века, сыгравшего роль в преодолении папской схизмы. В 1939 году она была объявлена защитницей Италии, а шестьдесят лет спустя даже всей Европы.

Сиена, Тоскана: средневековая жемчужина Италии

Палио: скачки на Пьяцца-дель-Кампо

В течение двух летних дней, 2 июля и 16 августа, Сиена живет знаменитым забегом Палио с 1644 года, который проходит прямо в сердце города на Пьяцца-дель-Кампо. Для местных жителей это самое важное культурное событие года, причем привлекает не только сама борьба за первенство: многочисленные толпы собираются, чтобы посмотреть величественное представление, напоминающее былую славу и мощь средневековой республики.

Забег многие считают самым жестоким «состязанием» в мире, и его старт следует после того, как по площади проходит торжественная процессия знаменосцев, которые со штандартами отдельных районов демонстрируют свое мастерство. Вскоре площадь заполняет стук копыт лошадей, на спинах которых без седла пытаются удержаться представители десяти из семнадцати городских частей в исторической одежде.

Однако это скорее двухминутная травля без обязательных правил, при которой не обходится без травм всадников и лошадей, чем о регулярном состязании. В любом случае, победителем становится животное, а не всадник, и неважно, удержался ли он на спине. В победившем районе затем бурно празднуют и недели после забега.

Похожие статьи

Неизведанная Молдова: сельская идиллия для тех, кто ищет природу и покой

Антон Фишман

Туристические направления вокруг Белграда

Антон Фишман

Ружомберок и его окрестности: что можно посмотреть

Антон Фишман

Оставить комментарий