Image default
Америка

Серро-Рико: Гора в Боливии, дарующая богатство и проклятия

Четырехтысячная гора Серро-Рико на юге Боливии прославилась своими огромными запасами серебра. Источник минерального богатства обнаружили в 1545 году испанские завоеватели и основали у подножия город Потоси, который благодаря доходам от добычи постепенно превратился во вторую по высоте столицу мира.

Влияние на мир и легенды

Влияние этой горы на богатство испанского мира невозможно переоценить: даже сегодня в европейских странах используется поговорка, что что-то «стоит Потоси», то есть бесценно. Кажущиеся бездонными серебряные рудники, доходы от которых облагала налогами испанская корона, в XVI веке катапультировали ее в число ведущих держав старого континента. И ценным источником они остаются и по сей день.

Огромные сокровища в недрах Серро-Рико, или «богатой горы», удалось обнаружить одним январским вечером 1545 года – по крайней мере, согласно легенде. Индеец Диего де Уаллпа тогда последовал за убежавшей ламой по склону горы, но его застали сумерки. Поэтому он решил развести огонь и подождать до утра. Каково же было его удивление на рассвете, когда он обнаружил рядом со своим ложем расплавленный кусок серебра.

Серро-Рико: Гора в Боливии, дарующая богатство и проклятия

Нашел ли он потерянное животное, легенда умалчивает. Зато, согласно ей, с этой невинной находки началась многовековая добыча: пастух не стал держать событие при себе и рассказал о нем своему хозяину, испанскому конкистадору Хуану де Вильярроелю.

Угроза разрушения

Как утверждает известный испанский летописец инкского происхождения Инка Гарсиласо де ла Вега, предки знали о богатствах, скрытых в горе, которую они называли Sumaq Urqu, или «красивая гора», уже давно. Однако, когда во времена правления предпоследнего Инки Уайны Капака его посланники захотели добывать серебро, они якобы услышали предостерегающий голос: «Владыка приготовил его для других, которые придут позже».

И действительно – из массива сегодня происходит четыре пятых всего добытого серебра в мире. Однако, по данным боливийского Военного географического института, гора настолько разрушена шахтами, что каждую минуту проседает на 0,3 миллиметра и теряет свою прежнюю коническую форму.

Серро-Рико: Гора в Боливии, дарующая богатство и проклятия

Несмотря на то, что вместе с прилегающим городом Потоси она внесена в список ЮНЕСКО с 1987 года, ей грозит разрушение. Поэтому правительство запретило дальнейшую добычу на высоте более четырех тысяч метров над уровнем моря.

Богатство и проклятие

Добыча серебра в Серро-Рико началась сразу же в 1545 году. Испанцы основали на этом месте шахтерскую колонию и без колебаний поработили коренных жителей. Согласно традиционным установлениям империи, инкским крестьянам должно было хватать шестидесяти пяти дней в году на обработку собственной земли, а в остальное время они должны были работать на правителя.

Европейские завоеватели просто переняли описанную систему службы государству, однако вместо королевских полей или построек согнали индейцев на большую часть года в шахты.

Горняки работали в среднем по пятнадцать часов в день без средств защиты, только с простыми корзинами на спине. Смертность в таких условиях была огромной, а людские ресурсы ограниченными, поэтому вскоре настал черед рабов из Африки. Те, в свою очередь, страдали из-за значительной высоты над уровнем моря и из-за новых технологий извлечения серебра даже из менее прибыльной руды, когда использовалась токсичная ртуть.

Таким образом, в то время как европейская держава богатела (в колониальную эпоху Потоси внес в государственную казну драгоценный металл в сегодняшней стоимости около пятидесяти миллиардов долларов), в шахтах за время их наибольшей славы погибло якобы до восьми миллионов человек.

Серро-Рико: Гора в Боливии, дарующая богатство и проклятия

Трудный путь к мечте

Ситуация горняков немного улучшилась только в 1825 году, когда Боливия провозгласила независимость. В XX веке в шахтах провели электричество, однако лучшие жилы были уже давно выработаны. В 1985 году, после падения цен на серебро на мировых биржах, правительство решило закрыть рудники из-за неэкономичной эксплуатации.

Горняки в одночасье потеряли источник средств к существованию, и многие из них продолжали неустанно входить в лабиринт ходов, вооруженные динамитом и с надеждой найти новый источник богатства.

Боливийские власти по-прежнему продают горнодобывающим кооперативам ограниченные по времени концессии, поэтому они могут продолжать свои изнурительные усилия в пыли и темноте. Официальной статистики не существует, но, по слухам, в шахтах до сих пор погибает до четырнадцати человек в месяц. А те, кто выживает, умирают от силикоза легких примерно в сорок пять лет.

 

Под присмотром богов

Справиться с бесчеловечными условиями и зачастую с двадцатичетырехчасовыми сменами горнякам помогают строго соблюдаемые ритуалы. Шахту они воспринимают как воплощение Пачамамы, матери Земли, и в соответствии с этим к ней относятся. Например, внутрь не должна входить ни одна менструирующая женщина, иначе богиня может позавидовать и заставить исчезнуть только что найденную жилу.

Поскольку в шахте, как в теле Пачамамы, нельзя есть и спать, горняки постоянно пережевывают коку, которая поддерживает их в бодрствующем состоянии и придает им сил. На их стороне также стоит владыка подземного мира Эль Тио, некая комбинация индейских богов Супая, Уари и христианского дьявола. Он принимает форму рогатого существа, часто с большим эрегированным пенисом, и не любит оставаться один: поэтому копатели ежедневно приносят ему коку и делятся с ним сигаретами и алкоголем.

Каждый год 1 августа приходят также шаманы, чтобы вместе со всей общиной принести жертву Эль Тио. Вокруг входа в действующую штольню, на вагонетки и инструменты размазывают кровь убитых лам, а сердца индейцы приносят внутрь и кладут их к ногам статуэтки бога. Затем они оставляют владыку подземного мира в одиночестве, чтобы он мог насладиться дарами.

Серро-Рико: Гора в Боливии, дарующая богатство и проклятия

При этом описанные ритуалы в глазах горняков не означают никакого конфликта с католицизмом, которого они придерживаются. Все на поверхности принадлежит Богу, Иисусу Христу и Деве Марии, а подземелье принадлежит их домашним аналогам: Эль Тио не выносят наружу, а христианским святым нечего делать в шахтах.

Динамит для туристов

Шахты также стали магнитом для туристов, причем горняки не возражают против посетителей. Их деньги значительно улучшают их скудную зарплату, и, в отличие от ненадежной перспективы результата добычи, от дополнительной продажи поступает солидный доход.

Желающие совершить экскурсию сначала покупают в небольшом магазинчике в шахтерском квартале Потоси коку, сигареты и алкоголь в качестве подношений и, если у них есть смелость, добавляют также динамит с детонатором. Затем в сапогах, резиновой одежде и с небольшим фонариком на голове они входят в королевство Эль Тио.

Однако это не развлечение для клаустрофобов. Туристы проходят через разрушающуюся деревянную обшивку вокруг остатков серебряных жил до мест, где самые опытные и одновременно самые подверженные опасности горняки пробивают динамитом туннели, пытаясь вырвать у горы последние остатки богатства.

На влажных рельсах необходимо избегать вагонеток, которые толкают всегда два человека. Пустые, идущие вверх, не представляют никакой опасности, зато полностью загруженные, идущие сверху, всегда имеют приоритет, потому что водители едва ли смогут их затормозить.

Затем гид показывает посетителям Эль Тио и приносит за них жертву. Голову и пенис странно выглядящего божка, засыпанного кокой, несколько раз поливают самогоном, и изрядная порция, как правило, заканчивается и в его собственном горле. Алкоголь при этом служит горнякам также в качестве страховки – они льют его на землю и поджигают, чтобы узнать, не скапливается ли у поверхности угарный газ.

С кукурузой в банк

Сегодня Потоси представляет собой спокойный город с благоустроенным историческим центром, вокруг которого расположены жилые кварталы. Когда вы спросите местных жителей, чем они живут, они ответят вам, что услугами.

Добыча всевозможных руд в окрестностях совсем не видна в самом городе, зато количество банков и телефонных компаний там неожиданно велико даже по боливийским меркам.

Серро-Рико: Гора в Боливии, дарующая богатство и проклятия

В банковские отделения входят не только владельцы новейших Toyota в хорошо сидящих костюмах, но и женщины в традиционных красочных юбках, чтобы затем отправиться на площадь продавать свои товары. Они предлагают мешки с лопнувшей кукурузой или так называемые сальтены – сочную смесь мяса, овощей, вареных яиц, картофеля и оливок, завернутую в тесто. Именно гастрономические изыски являются еще одной туристической достопримечательностью почти двухсоттысячного города у подножия серебряной горы.

Дева Мария из монетного двора

После утоления голода мало кто упускает возможность посетить монетный двор Casa de Moneda второй половины XVIII века, строительство которого якобы стоило столько, что тогдашний испанский король, взглянув на счета, воскликнул: «Он, должно быть, сам из серебра!» Сегодня здание больше не служит своей первоначальной цели, однако экспозиция хорошо дополняет историческое значение города под Серро-Рико.

Там вы увидите, среди прочего, оригинальные станки для обработки серебра, приводимые в движение мулами, или уникальное изображение Девы Марии, коронованной не только Богом и Иисусом Христом, но и Пачамамой. Уже упомянутая богиня инков традиционно изображается в виде треугольной горы, на которой изображена и сама легенда об обнаружении серебра в 1545 году.

Источник богатства

Численность населения Потоси росла и падала вместе со значением серебряного рудника. Через два года после основания города в апреле 1545 года местное население достигло четырнадцати тысяч человек, а сто лет спустя – во время наибольшей славы – оно увеличилось в десять раз.

В то время город по размеру превосходил даже Мадрид, как резиденцию короля, а в испанском языке прижилась народная единица «un potosí», обозначающая что-то очень дорогое.

Важность города возросла настолько, что он попал и в литературу: в знаменитом романе Мигеля де Сервантеса рыцарь Дон Кихот Ламанчский говорит своему слуге Санчо: «Если бы я должен был тебе заплатить, то венецианского сокровища и рудника в Потоси было бы мало». Однако с упадком добычи в середине XIX века быстро сократилась и численность населения города, до всего шестнадцати тысяч человек.

Похожие статьи

Патагония: Земля обетованная для любителей природы и приключений

Южная Америка: 7 уникальных мест и впечатляющие факты

Антон Фишман

Северная Америка: 7 мест для незабываемого путешествия

Антон Фишман

Оставить комментарий