Image default
Африка

Рынок фетишей в Того: где лечат астму и призывают зло

Астма, рак, желание найти любовь или, наоборот, навлечь беду на врага? В Того всё это возможно с помощью африканского шамана. Эти люди, умеющие общаться с растениями и духами, исцеляют болезни, вызванные злыми силами. Встретить их можно, например, на рынке фетишей в Того.

Найти рынок фетишей в Ломе не составит труда. Каждый местный житель знает это диковинное место в столице африканской страны Того, ведь это одна из главных достопримечательностей, наряду с пляжами. Для тех, кто верит в шаманов и культ вуду, это главное место, где можно приобрести важные талисманы для своих обрядов. Маги со всей Африки съезжаются сюда, ведь выбор товаров поистине огромен. Здесь можно встретить любопытных туристов, бизнесменов и тех, кто точно знает, что ищет.

Относясь к первой категории, мы сразу же нанимаем гида у входа. Иначе никак: без него привратник тут же захлопнет ворота перед носом. Высокий африканец Франсуа, бормоча фразу: «Не увидеть этот рынок – значит не увидеть Того. А вы, господа, хотите увидеть Того, так что дайте мне по сто евро, и мы будем друзьями», берет нас под своё крыло. Однако в торгах мы уже опытные, поэтому сбиваем цену до эквивалента примерно трехстам рублям, и мы готовы окунуться в тайны этого магического места.

Головы гепардов и человеческие черепа

Сам рынок больше напоминает скотомогильник. Вокруг нас гниют различные головы, конечности и останки животных, гармонично дополненные зловонием разлагающегося массового захоронения. Сразу понимаем, что это место не для слабонервных.

После длительного пребывания в Африке мы немного привыкли к вездесущему запаху, но здесь даже носовой платок не спасает от проникновения в носовые пазухи. На досках и деревянных прилавках вокруг нас разложены головы различных животных. Слева куча летучих мышей, над ними возвышается гнилая голова гиппопотама, блестят черепа птиц, змей и обезьян.

Рынок фетишей в Того: где лечат астму и призывают зло

Среди всего этого иногда попадается голова гепарда, строго охраняемого законом. Чуть дальше лежат кости слонов, рога антилоп, голова буйвола и даже сушеный крокодил. Чтобы духовное заклинание сработало, животные должны умереть естественной смертью. Ведь они должны исцелять и помогать людям.

Однако мне кажется сомнительным, что все животные умерли от старости. «Помочь можно по-разному», – улыбается Франсуа. «Иногда собаку сбивает машина, иногда она выпадает из окна, способы разные».

Едва успеваю отметить другие экземпляры, как ловкий продавец сует мне в руки свой товар. Я пытаюсь объяснить ему, что львиные яйца и кошачья голова, полная червей, мне для счастья точно не нужны, но он не сдается и уже машет перед глазами головой павиана. «Эрекция, вот что тебе нужно, павиан всё исправит», – пытается он меня убедить. К счастью, в таком лекарстве я не нуждаюсь, поэтому просто стараюсь не упасть в обморок среди гниющих голов и с отвращением отталкиваю настойчивого продавца.

«Ага, господин специалист, занимается черной магией. У нас есть всё, а чего нет, то достанем», – продолжает мужчина и ловко достает из-под прилавка человеческий череп. В этот момент меня начинает тошнить, но я еще немного продолжаю разговор. «У тебя есть альбинос? Я слышал, они приносят счастье», – спрашиваю я. «Чего нет, то может быть, у господина много денег, а это ценится», – таинственно намекает продавец. Понимаю, что мы, возможно, наткнулись на торговлю человеческими жертвоприношениями.

Рынок фетишей в Того: где лечат астму и призывают зло

Альбиносы, люди с нарушением образования кожного пигмента, из-за белоснежной кожи и красных глаз считаются источником исключительной энергии. Некоторые африканские семьи даже готовы продать своего ребенка-альбиноса для ритуалов. В других местах они загадочно исчезают, и это даже в странах, считающихся цивилизованными. Альбинос – дефицитный товар, за который покупатели заплатят что угодно. А как это обычно бывает, если есть спрос, то есть и предложение.

После осмотра Франсуа безапелляционно затаскивает нас в темную хижину. Там сидит молодой человек в спортивной майке, который вскоре представляется нам шаманом. «Я приготовлю вам заклинание для безопасного путешествия по Африке, чтобы всё удавалось и дети не болели».

Даже несмотря на возражения, его не удается отговорить. Он зажигает свечи, раскладывает вокруг нас несколько черепов и начинает перемалывать что-то сушеное. Получившийся порошок он заворачивает в кожу, пропитанную дымом и жиром, и, постоянно бормоча какую-то молитву, умело изготавливает маленький мешочек. Этот артефакт должен помочь нам практически с любой проблемой.

Духи, к тому же, подсказали шаману, что мы должны одарить его суммой, эквивалентной примерно 1000 долларов, иначе заклинание обернется против нас. Мы решительно отказываемся и вылезаем из хижины наружу, после чего назойливый шаман сбивает цену наполовину, на десятую часть и, наконец, до жалких двух сотен. Говорит, что ошибся, и духи ему прошептали, что от хорошего человека, как я, достаточно малого.

Наш гид Франсуа пытается продать нам у выхода хотя бы голову павиана и голову гиппопотама, полную мух. Меня смешит мысль о том, как я везу в рюкзаке через таможню гнилую голову гиппопотама, и я прощаюсь с нашим гидом.

Медицина – не само собой разумеющееся

Хотя рынок в Ломе больше напоминает цирк для туристов, шаманизм в Африке не воспринимается легкомысленно. Астма, ревматизм, потеря работы и разногласия с партнером. Эти и другие проблемы решают шаманы. Для многих людей они являются большим авторитетом, чем врачи или священники – и зачастую единственным, кого можно найти вдали от больших городов, является именно шаман.

Рынок фетишей в Того: где лечат астму и призывают зло

По мнению ученых, шаманизм существовал еще в каменном веке и как старейшая мировая религиозная традиция сохранился до наших дней в Африке, Австралии, Азии и Америке. Он интересует сегодня всё больше специалистов, прежде всего фармацевтов и терапевтов. Они обнаруживают сходные черты между своим опытом и некоторыми формами современной психотерапии. Благодаря искусству шаманов также удалось описать растения, чьи возможные целебные свойства наука всё еще изучает.

Шаманизм нельзя отождествлять с шарлатанством, колдовством или черной магией. В прошлом шаманы, например, предсказывали приход бизонов, иначе их племя часто умирало от голода. Свой опыт они черпают из природы и передают его из поколения в поколение на протяжении столетий. Большинство людей из развивающихся стран не могут себе позволить роскошь дорогой современной медицины.

Согласно некоторым традициям, причина болезни приписывается религиозным или моральным проступкам, в других – сверхъестественным причинам. Подходящим лекарством может быть молитва, жертва, примирение или другие групповые терапии. Хотя многие люди могут придерживаться какой-то одной системы медицины, на самом деле они готовы попробовать и другие. Когда человек страдает, он становится более открытым к альтернативным методам.

Облегчение может принести, например, дерево. Во многих странах люди почитают священные деревья, которым молятся, украшают их и приносят им жертвы. Путешественница Ольга Шилгова посетила священное дерево в Кении: «Чтобы мы вообще могли туда попасть, нам нужно было разрешение шамана. Баобаб был красиво увешан разноцветными ленточками, но повсюду по земле была кровь и кости принесенных в жертву животных и тучи мух. Местные жители дарят, например, масло или пальмовое вино, которые всегда до следующего дня исчезают», – говорит она. Люди верят, что их забирают ночью духи…

Духовность как основа

Слово «шаман» в оригинальном значении относится к человеку, который способен в измененном состоянии сознания совершить путешествие в особую реальность. Это связь разума с телом. Это означает, что шаман переходит в духовную плоскость «пациента», чтобы найти причину и на основании этого мог принять решение о подходящем лечении.

Рынок фетишей в Того: где лечат астму и призывают зло

Люди, которые не наполнены духовной силой, более подвержены болезням, несчастным случаям и бедствиям. Тем самым шаманизм выходит за рамки болезней, как мы их знаем в современном мире. Шаман помогает вернуть личную связь пациента с его духовной силой, которая объединена с защитной системой.

В современной культуре акцент на связь души и тела мыслью скорее относят к альтернативным подходам. В шаманизме же это что-то, используемое на протяжении сотен и тысяч лет. По словам шаманов, у всех людей есть духовная сторона, независимо от того, осознают они ее или нет.

Шаманизм объединяет традиционную веру и практики, связанные с общением с духовным миром. Техники включают измененное состояние сознания и проникновение в тело пациента. Кроме того, верят в способность шаманов общаться с растениями и животными, и поэтому их считают людьми с необычайным даром.

Во многих отсталых странах больше верят не в целебные силы природы, а в колдовство и чары. Мало кто построит дом без предварительного посещения колдуна, который может изгнать злых духов. Африканцы объясняют все жизненные ситуации вмешательством сверхъестественных сил – болезнь, потерю работы и смерть коровы.

Необходимо найти виновника, и им часто оказывается невинный ребенок. Семья просто выгоняет его на улицу после того, как колдун им это прикажет. Часто к этому приводят и экономические причины – семья просто не может позволить себе кормить еще один голодный рот. В Конго из-за этого на улице живут десятки тысяч детей, и, несмотря на попытки просвещения со стороны развитых стран, эта вера в колдовство всё еще сохраняется.

В большинстве африканских городов можно найти целые рынки, где продаются принадлежности для шаманов, целителей и колдунов. Однако они в основном являются приманкой для туристов. Продавцы там пытаются монетизировать свои тайные рецепты и продукты, некоторые даже утверждают, что умеют вылечить СПИД.

Настоящим шаманам обычно не нужно платить. За свои услуги они ожидают какой-то подарок. Вместо денег достаточно курицы, козы или банки риса. В Африке традиционно есть хорошие шаманы, которые помогают, и плохие, которые вредят. Люди у хорошего шамана ищут помощи с беременностью, с партнерским кризисом, ревматизмом или раком.

Через плохих же можно на кого-то навлечь беду. Африканцы верят, что если с ними происходит какое-то зло, то это потому, что кто-то его на них накликал. Тогда должен вступить хороший шаман, чтобы снять колдовство.

Похожие статьи

Демократическая Республика Конго: за сыром в африканскую Швейцарию

Южно-Африканская Республика: Как сегодня живут воины Зулу?

Остров Реюньон: Путешествие на вершину приключений

Оставить комментарий