Image default
Европа

Неизведанная Молдова: сельская идиллия для тех, кто ищет природу и покой

Если бы кто-то попытался найти в Европе место, совершенно не тронутое туризмом, северо-западная Молдова была бы главным кандидатом на первенство. Здесь нет привычных достопримечательностей для иностранцев, а туристическая индустрия находится на нуле. Однако, если у вас романтичная душа и ваш любимый тип пейзажа – слегка заброшенная глушь, то эта часть страны создана для вас.

Вся Молдова, или исторически Молдавия, изрезана с севера на юг долинами, образованными притоками Прута и Днестра. Красивые долины прутских притоков Раковец, Чухур и Драгиште, особенно вблизи деревень Гординешты, Буздужень, Брынзены, Друца, Городиште и Тринка, полны скал и пещер, что предоставляет возможности для пеших или велосипедных прогулок. Кроме того, Чухур заканчивается у плотины на Пруте Стынка-Костешты, и, в отличие от самого Прута, здесь можно без опасений искупаться, что является одним из немногих мест в Молдове.

Во время ваших путешествий вас будут беспокоить разве что коровы и овцы, иногда орел или заяц. Учитывая, что домашнему скоту здесь не угрожают хищники, такие как медведь и волк, человеку не стоит бояться и полудиких пастушьих собак.

Неизведанная Молдова: сельская идиллия для тех, кто ищет природу и покой

Не входите в «Золушку»

Самая большая пещера Эмиль Раковицэ, которую местные называют «Золушка», находится в самой северо-западной оконечности Молдовы, у села Крива. Это шестая по величине известняковая пещера в мире и третья в Европе. Однако доступ к ней возможен только в сопровождении спелеологов из Кишинева. Не рекомендуется посещать ее индивидуально, так как 86 километров ее ходов не полностью изучены, и были случаи отравления природным газом.

Если вы насытитесь настоящей природой, можно посетить природу искусственную – парки, основанные когда-то русской аристократией в селах Единец, Мындык и Цаул, которые сегодня немного заброшены, но все же стоят того, чтобы их увидеть. В советское время парк в городе Единец, бывшем еврейском центре северо-запада, был объявлен вторым по красоте в СССР, но лучшие времена, очевидно, остались позади.

В селе Тырнова стоит старая деревянная церковь. Мне посчастливилось побывать там на следующий день после так называемого «храма», что является не зданием церкви, как можно было бы предположить из названия, а религиозным праздником, который отмечает каждое молдавское село, включая города, такие как Кишинев, в разное время. Люди собираются на богослужениях, танцах, а в случае крупных городов – на площадях. В Тырнове «храм» сопровождался интересным обычаем – жители села приносили в церковь траву и разбрасывали ее по земле. На следующий день в деревянной церкви пахло, как в хлеву, и можно было предаться фантазиям и унестись куда-то далеко в прошлое…

С кем имеете честь

Молдоване – это в основном этнические румыны, хотя у них есть несколько языковых особенностей, но это скорее диалектические причуды, чем самостоятельный язык, который советские лингвисты пытались создать из бессарабского румынского при Сталине. Поэтому более чем странно, что вдоль границы с Румынией, которую образует река Прут, до сих пор стоит железный занавес.

Но не на румынской стороне, как можно было бы ожидать от фантасмагорической диктатуры Чаушеску или в случае усиленных мер безопасности после вступления Румынии в ЕС, а на молдавской, очевидно, еще с советских времен. Отношения Молдовы и Румынии – это тема для книги. Они варьируются от полного обожания до полного неприятия, от предложений об объединении до горьких упреков.

Неизведанная Молдова: сельская идиллия для тех, кто ищет природу и покой

Цыгане и Хохлы

Но северо-запад Молдовы ни в коей мере не является этнически однородным. Здесь проживают сильные популяции украинцев и цыган (которые почти отсутствуют в остальной части Молдовы, что странно для страны, подарившей миру фильм и мюзикл «Цыгане идут в небо»). Украинские села можно узнать по названиям, таким как Алексеевка или Константиновка. Жителей называют хохлами и говорят на диалекте украинского языка с примесью русских и румынских слов. Сами украинцы о хохлах говорят, что «где хорошо, там и хохол». Но это было справедливо в те времена, когда самым прибыльным занятием было земледелие. Сегодня хохлятские села вымирают, и молодежь уезжает на заработки за границу еще чаще, чем молдаване.

Определение «хохол» неясно – например, русские так пренебрежительно называют всех украинцев и рассказывают о них сотни анекдотов, но не каждый украинец готов назвать себя хохлом добровольно. Однако молдаване делают это с удовольствием и сами стараются отличаться от украинских украинцев.

Цыган на северо-западе легко отличить – они принадлежат к олашской подгруппе и живут в закрытых клановых структурах. Некоторые известны своим богатством, которое они демонстративно выставляют напоказ, особенно строительством домов-дворцов. На самом деле, однако, с этим богатством не все так радужно, потому что часто в своих дворцах они не живут, обычно вся семья живет в домике в саду.

Неизведанная Молдова: сельская идиллия для тех, кто ищет природу и покой

Классические истории о том, как люди, приглашенные в эти дворцы, стоят в немом изумлении перед обстановкой, которая либо отсутствует, либо совершенно нефункциональна, например, золотая ванна без подвода воды или огромная хрустальная люстра без электричества. Откуда берется это богатство, из-за закрытости олахов неизвестно. Говорят о торговле наркотиками и контрабанде автомобилей, но это могут быть и просто сплетни завистливых соседей.

Своеобразной меньшинством являются также Свидетели Иеговы. В некоторых селах на северо-западе они составляют большинство населения и своим существованием документируют духовную пустоту и жажду духовности, которую принесла советская система, а затем посткоммунизм со своими скоропалительными решениями.

Заброшенная голова

В северо-западной Молдове есть и необычные достопримечательности. Как наблюдатель на местных выборах в Молдове, у меня была возможность объездить один из северо-западных районов, который называется Единец. В селе Брынзены перед избирательным участком в машине спал полицейский, никого нигде, поэтому мы с моим коллегой Федором провели ожидание, укрывшись в парке. Из него вели белые ступени на вершину холма, на который из-за листвы не было видно. Из любопытства мы отправились по ним, и наверху на нас взглянул – советский солдат в каске! Но от него осталась только голова, зато сверхчеловеческая, огромная, сидящая на куске бетона и глядевшая когда-то, возможно, вдаль, но теперь только в кусты.

Голова в каске, таким образом, сидела здесь рядом с пилоном с надписью 1941–1945 уже примерно с шестидесятых годов, и после распада СССР о ней, вероятно, никто не заботился. Я пытался что-то узнать о памятнике в интернете, но ни следа. Очевидно, мы обнаружили что-то, о чем, кроме местных, никто и не подозревает. По дороге мы встретили еще несколько достойных памятников советской эпохи, включая одного Ленина в Единцах.

Самым причудливым был памятник в Тринке – советский солдат, летящий, видимо, в космос, как Супермен, и чтобы было понятно, откуда он, держащий в одной руке гроздь винограда.

Сельская идиллия

Начало июня, когда прошли дожди, в северо-западной Молдове прекрасно. Все свежее и зеленое. Ухабистые дороги окаймляют аллеи огромных тополей, в которых находят убежище вороны, а на лугах вокруг пасутся стада овец, коз и коров. Парадоксально, но распад СССР и последовавший за ним конец экстенсивного хозяйствования в колхозах привели к тому, что этот край снова возвращается во времена сельской идиллии, как будто сошедшей со страниц девятнадцатого века. Это, конечно, приятно для туриста, но не очень удобно для местных жителей.

Неизведанная Молдова: сельская идиллия для тех, кто ищет природу и покой

Тем не менее, встреча с ними оставляет впечатление неукротимой жизненной силы и любви к их захолустному краю, который при взгляде в путеводители как будто не существует.

Дух податливости в замкнутом крае

Молдавский историк и литературный критик Михай Чимпой с изрядной долей восточного пафоса пишет о молдавском пейзаже и его жителях: «Эта земля, как будто обреченная на вечную гибель, вызывает постоянное ощущение постепенного закрытия: горизонт обнимают, очерчивают, да прямо поглощают холмы – готовые воловьи ярма, измученные ветрами и соленым потом труда – и глубокие леса, где в заповеднике тени и тайны обитает дух податливости. Частые неровности, нарушающие ровную поверхность равнины, являются географическим выражением мачехиным образом закованной судьбы, которая предопределяет человека к тому, чтобы подсознательно отступать. Сжиматься, закрываться в себе, стратегически сворачиваться, как еж в клубок, является одной из самых существенных черт бессарабского духа…»

Похожие статьи

Лучшие кемпинги в Европе для семейного отдыха

admin

Наблюдение за черепахами на острове Закинфе: встреча с символом природы

admin

Самые красивые маленькие средневековые города Европы

admin

Оставить комментарий