Затерянный на юго-западе Перу неприметный клочок земли скрывает в себе невероятное богатство: разнообразную фауну, дикие пляжи, впечатляющую геологию, загадочную историю и даже самую грандиозную археологическую мистификацию XX века.
Полуостров Паракас и одноименный национальный заповедник расположены примерно в двухстах километрах к югу от перуанской столицы Лимы. Добраться сюда из Лимы можно на междугороднем автобусе. Название «Паракас» на местном языке означает «песчаный дождь», что связано с частыми песчаными бурями, обрушивающимися на побережье.
Кладка или сейсмограф?
Одной из самых известных достопримечательностей заповедника является петроглиф, известный как Канделябр. Этот гигантский рисунок в форме подсвечника, вырубленный на северном склоне полуострова, достигает примерно 180 метров в высоту и 60 сантиметров в глубину. Эрих фон Деникен, исследователь загадок древности, прославил его в своих книгах.
Основываясь на непроверенных сведениях о том, что испанские завоеватели обнаружили в средней части петроглифа длинную веревку, Деникен предположил, что это часть системы блоков для подъема грузов с кораблей. Другие считают, что веревка указывала на гигантский сейсмограф, способный регистрировать землетрясения не только в Перу, но и по всей планете. Или это символ, указывающий инопланетянам посадочные полосы на знаменитом плато Наска?
Правду установить непросто. Предполагаемое время создания рисунка – около 500-300 гг. до н.э. – основано на датировке керамики, найденной в окрестностях. Однако местные моряки считают, что это трилистник, восьмисотлетний символ инкского бога-творца Виракочи. В любом случае, петроглиф виден на расстоянии почти двадцати километров и облегчает ориентирование всем судам, прибывающим к полуострову Паракас.
Город мертвых
Если рисунок, различимый только с моря или с воздуха, будоражит воображение искателей сенсаций и тайн, то остатки культуры Паракас вызывают еще больший интерес. Эта цивилизация использовала суровый полуостров для захоронения своих умерших примерно с VII века до нашей эры до 200 года нашей эры. Первоначально останки помещались в так называемые «cavernas» – гробницы в форме бутылок, а более поздние гробницы, известные как «necropolis», больше напоминали подземные города.
Мумифицированные тела, обернутые в слои ткани и находящиеся в позе эмбриона, до сих пор вызывают множество вопросов. На многих черепах имеются следы трепанации, то есть хирургической операции, при которой в черепной кости просверливается отверстие. Находки свидетельствуют о том, что люди выживали после подобных операций и еще долгие годы проживали на земле.
В этом районе также было обнаружено большое количество вытянутых черепов, которые впоследствии вдохновили не только создателей фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» на создание центрального артефакта, но и бесчисленных уфологов, пытающихся связать культуру Паракас с инопланетными цивилизациями.
Таинственные мотивы
Спекуляциям уфологов способствуют и ткани, покрывающие умерших. Несколько слоев плащей размером около 1,5 x 2,5 метра украшены искусно вышитыми мотивами летающих фигур с настолько убедительной геометрической абстракцией, что они действительно могли изображать инопланетных посетителей.
Рядом с ними находятся скопления символов, которые, по мнению некоторых экспертов, возможно, являются неизвестной письменностью древних цивилизаций. Те же фигуры встречаются и на керамике, обнаруженной в гробницах.
Вы можете составить собственное мнение о культуре Паракаса в Museo de Sitio Julio C. Tello, где выставлены погребальные предметы и другие артефакты. Само здание музея заслуживает внимания – современная постройка архитектурной студии Barclay & Crousse, завершенная в 2016 году, гармонирует с окружающим песчаным ландшафтом. Музей использует систему естественной вентиляции, защищает экспонаты с помощью правильно расположенных окон и, как говорят, вдохновлен самими тканями Паракаса.
Инопланетная библиотека
Вернемся на мгновение к инопланетянам. Когда спекуляций относительно реальных находок в регионе оказалось недостаточно, в 1960-х годах была создана самая крупная археологическая мистификация в истории. Возможно, спрос на доколумбовые артефакты в то время привел к тому, что после наводнений на реке Ика среди коллекционеров начали появляться андезитовые камни, на которых были выгравированы странные вещи – доисторические рыбы и динозавры, операции на черепе и кесарево сечение, проводимые странными существами.
Эксперты датировали камни с помощью доступных в то время методов, то есть радиоуглеродного анализа органических остатков из слоев, в которых предположительно было найдено около сорока тысяч камней. Они пришли к выводу, что изображения относятся к эпохе динозавров.
Так родилась теория о том, что это реликвии инопланетян, которые посетили Землю в далеком прошлом, генетически создали человека и улетели обратно. Они якобы выгравировали свои знания на камнях и оставили их человечеству в качестве доисторической библиотеки.
Дрель и наждачка
Крупнейший коллекционер и пропагандист этой теории, врач Хавьер Кабрера, прославился благодаря загадочным камням и за пределами Перу. Его фотографировали со многими известными личностями, включая королеву Испании. Если вы хотите своими глазами увидеть крупнейшую коллекцию камней, предположительно происходящих из близлежащего местонахождения динозавров Окукахе, отправляйтесь в город Ика.
На площади Пласа-де-Армас находится Museo Científico Javier Cabrera, и сын ныне покойного коллекционера с удовольствием расскажет вам о находках и проведет вас на склад, где хранятся тысячи якобы ценных экземпляров.
Однако изучение под микроскопом показало, что на камнях есть остатки наждачной бумаги. Даже невооруженным глазом видно, что для изготовления камней использовался какой-то современный инструмент, возможно, стоматологическая дрель. Несоответствия обнаруживаются и в самих рисунках: на некоторых, например, изображены кесаревы сечения, сделанные динозаврам, хотя они и были яйцекладущими животными.
Кроме того, на камнях изображены только виды, известные в 1960-х годах. Прежде всего, крупнейший в то время перекупщик «находок» Базилио Учуйя признался в суде, что сам их изготавливал.
На птичьи острова
Помимо археологических памятников и теорий об инопланетных цивилизациях, Паракас привлекает и своей великолепной природой. Здесь вы можете ощутить на себе песчаный дождь, вызванный неутихающим ветром в суровой местности. Побережье Паракаса считается одним из самых диких в мире.
Особенно захватывающие виды открываются с пляжей Супай, Юмаке и Роха, но из-за непредсказуемых течений купание здесь запрещено. В некоторых местах можно даже наткнуться на окаменелости доисторической подводной жизни.
Корабли из порта ежедневно возят туристов наблюдать за богатой фауной на близлежащих островах Бальестас и Исла Бланка. Скалистые участки суши служат убежищем для сотен морских львов и нескольких пар пингвинов Гумбольдта.
Здесь гнездится множество видов птиц, из-за которых острова приобрели белый цвет, благодаря гуано, которое здесь добывали на протяжении многих лет. С палубы можно наблюдать за колониями пеликанов, бакланов, олуш и красноклювых крачек инков, которые перекрикиваются и борются за свое место под солнцем.
Оазис среди дюн
Любители адреналина могут полетать на параплане над крутыми склонами, обрывающимися в море, или прокатиться по полуострову на открытой двухместной багги. Можно взять напрокат велосипед, но езда на велосипеде при постоянном встречном ветре не доставляет особого удовольствия.
Всего в нескольких километрах от города Ика находится оазис Уакачина, спрятанный в песчаной пустыне, единственный в своем роде в Южной Америке. Деревня выросла вокруг ныне пересыхающего озера, и в ней проживает всего около сотни постоянных жителей.
Здесь есть несколько ресторанов и зон отдыха у зеленого водоема, где можно расслабиться с бокалом писко в руке. Туристы любят покорять окрестные впечатляющие высокие дюны на квадроциклах, а те, кто хочет добавить еще больше экстравагантности, берут напрокат доску для сэндбординга на несколько часов.
Птичий клад
Гуано – это экскременты морских птиц или летучих мышей, которые на протяжении длительного времени накапливались в мощные слои. Из-за высокого содержания аммиака и фосфора он служит сырьем для производства удобрений, а в XIX веке его добыча составляла даже 60% государственных доходов.
Самое богатое месторождение на острове Чинча недалеко от Паракаса в 1864 году попытались захватить испанцы, чтобы заставить повиноваться бывшую колонию. В последовавшем столкновении на сторону Перу встали Эквадор и Чили, после чего побежденные испанцы были вынуждены уплыть.