Национальный парк Амбосели, расположенный в Кении, известен прежде всего своим уникальным видом на гору Килиманджаро, самую высокую вершину Африки. Хотя гора и находится на территории Танзании, именно из Амбосели открывается самый захватывающий вид на ее заснеженную вершину. Но Килиманджаро — далеко не единственное, чем может похвастаться этот парк.
Соленый прах Амбосели
Название «Амбосели» происходит от масайского слова «empusel», что означает «соленый прах». Этот прах образуется вокруг плейстоценового озера, которое наполняется водой только после сильных дождей. В остальное время года посетители могут наблюдать удивительный ландшафт осушенного дна озера, который разительно отличается от остальной территории парка.
Амбосели — это разнообразие ландшафтов: от заболоченных болот с серными источниками до классической саванны и небольших лесных массивов. Такое разнообразие биотопов привлекает богатую фауну, включая млекопитающих и птиц.
Жизнь слонов в Амбосели
Главные обитатели Амбосели — слоны. В парке их насчитывается около полутора тысяч особей. Их чаще всего можно встретить возле болот, где они находят прохладу и обильную траву для пропитания. В последние годы благодаря дождям зелени стало так много, что даже слоны не успевают ее съесть.
Взрослый слон ежедневно потребляет до ста пятидесяти килограммов биомассы, хотя, судя по экскрементам с большим количеством непереваренных растительных остатков, усваивает из нее лишь малую часть.
Если вам повезет с хорошим гидом, вы сможете вблизи наблюдать за сложной системой языка тела, с помощью которой общаются слоны. Например, чтобы выразить подчинение, слон опускает голову ниже уровня лопаток или подходит к другому слону задом. Поднятие ушей или разбрасывание пыли бивнями трактуется как угроза, а частое посыпание друг друга пылью по спине служит лишь для охлаждения.
Семейная жизнь слонов
Слоны живут матриархальными группами под предводительством старейшей самки. Состав стада меняется, и количество его членов зависит от доступности пищи. В трудные времена группы распадаются на более мелкие, и мать может отделиться от своих детенышей. Самцы обычно проводят время в одиночестве, но иногда присоединяются к группам, а затем снова отделяются. Впервые они покидают родное стадо в возрасте от восьми до шестнадцати лет.
Самым известным слоном в Амбосели стал самец по имени Эхо, за которым долгие годы наблюдала американская этолог и защитница природы Синтия Моссова, а также многочисленные телевизионные съемочные группы. До 2020 года, когда он умер, к местным знаменитостям относился также Тим, прославившийся своими бивнями, достававшими до земли.
Птичий рай
Несмотря на то, что крупные млекопитающие, несомненно, впечатляют, Восточная Африка поражает разнообразием и обилием птиц. В Амбосели орнитологи насчитали около четырехсот видов, от величественных страусов и восхитительных венценосных журавлей до элегантных цапель и африканского шипохвоста.
Здесь также встречаются эндемики, в частности, желтый ткачик Восточной Африки. Отправляясь в Кению, не забудьте взять с собой бинокль и мобильное приложение для определения птиц, которое распознает не только вид, но и их пение. Лучшим временем для наблюдения за птицами считается более холодная часть года, примерно с ноября по апрель, но причины для посещения этого уголка Африки найдутся в любое время года.
Гости у масаи
Непосредственно за границей парка находятся масайские деревни, называемые бомами. Их планировка отражает тот факт, что они находятся в непосредственной близости от территории, населенной дикими животными. Поэтому глиняные дома, построенные по кругу, окружены непроходимой стеной из колючего кустарника, чаще всего акаций, которых большинство млекопитающих предпочитают избегать. Это относится и к кошачьим хищникам, которые охотятся на скот, который на ночь загоняют в специальные загоны в центре поселения.
Строительство домов — исключительно женское занятие. Строительницы сначала увлажняют почву на нескольких квадратных метрах, затем вбивают в нее колья и переплетают их небольшими ветвями. Наконец, получившуюся конструкцию заполняют смесью глины, коровьего навоза и мочи.
В жилищах нет окон или дымохода, поэтому внутри почти всегда едко накурено. Жители деревни спят на единственной плетеной лежанке, часто вместе с телятами, которых необходимо защищать от хищников. В каждой из хижин обычно живет одна женщина со своими детьми. А поскольку масаи живут в полигамных семьях, то первая хижина справа от входа в бому принадлежит главной жене вождя, для второй отведено место слева и так далее. Деревня — это царство женщин, так как мужчины проводят большую часть времени на пастбище и редко бывают дома.
Без двух зубов
Масаи — высокие стройные пастухи, которые во время танцев прыгают невероятно высоко — происходят из долины Нила в южном Судане, откуда они прибыли в район Великой рифтовой долины на востоке континента около 1000 года. Хотя многие из них уже не занимаются скотоводством, стада коров часто остаются их гордостью.
Они также известны своими красочными накидками шука, в которых преобладают оттенки красного. Это относительно новая часть одежды, так как раньше масаи во время выпаса скота укрывались коровьими шкурами. Однако в прошлом веке их постепенно вытеснил тартан от шотландских миссионеров, а с 60-х годов — особенно более доступный по цене хлопок. Сегодня клетчатые одеяла являются неотъемлемой частью масайской идентичности, и местные жители почти их не снимают.
Красоту их женщин также подчеркивают бритая голова и миниатюрные бусинки, нанизанные в простые и сложные узоры, которые дополняют блестящие пластинки. Современной, но чрезвычайно практичной частью гардероба являются сандалии из изношенных шин, поэтому ноги больше не страдают от повсеместных колючек.
К другим отличительным признакам масаев относятся вытянутые мочки ушей, шрамы на лицах в качестве украшения и два отсутствующих нижних зуба. Детям, по традиции, вырывают нижние резцы, чтобы защитить их от высокой температуры, диареи и рвоты.
Однако корни этой меры скорее прагматичны: среди масаев когда-то распространился столбняк, из-за которого блокировались челюсти, и больной не мог есть. Единственным способом ввести в него хотя бы немного пищи было отверстие в зубах.
Представление для туристов
Если вы посетите подножие Килиманджаро, местные шаманы с удовольствием покажут вам, как лечат недуги с помощью веточек. Разные куски дерева строгают и едят, другие сжигают, и пациент вдыхает дым. К самым курьезным методам лечения относится использование «желтого помидора» — вероятно, содомского яблока — при укусе змеи. Однако, поскольку ни одно животное не поедает это растение, его эффективность в качестве противоядия представляется весьма сомнительной.
Помимо лечения, приготовления пищи и кровопускания у коров, масаи охотно покажут вам и другие неотъемлемые части своей жизни, причем к особенно интересным относится разжигание огня. Вместо того, чтобы заготавливать дрова, местные жители собирают несколько палочек, слегка поджигают их трением или кремнем и с их помощью разжигают большое бревно, поставленное против преобладающего ветра.
Пламя небольшое, но вполне достаточно, чтобы отогнать диких животных или приготовить еду. Однако в боме огонь не поддерживают, а после приготовления пищи всегда тушат, чтобы не возник пожар.
В самом национальном парке Амбосели, за некоторыми исключениями, запрещено выходить из машины из-за опасности прямого контакта с дикими животными. Но совсем недалеко за границей заповедника масаи позволят вам совершить утреннюю прогулку прямо среди животных.
В сопровождении одного пастуха с крепкой палкой вы научитесь распознавать животных по экскрементам, а также незаметно приближаться к стаду зебр или жирафов. По возвращении вы сможете совершить обзорный полет на воздушном шаре и полюбоваться с высоты величественным Килиманджаро со снежной шапкой, которая медленно, но верно исчезает.
Неорей даже не хорони
Источником средств к существованию масаев всегда был скот, который даже в трудные времена обеспечивает питательную смесь молока и крови, или сарои. Кровь получают из вены на шее, надрезанной ножом или проколотой стрелой, но никогда не в количестве, которое могло бы навредить животному.
Сегодня в рацион местных жителей входят также фасоль, рис и типичное восточноафриканское блюдо — угали из запаренной кукурузной муки, по консистенции напоминающее кашу и клецки. Однако масаи приобретают ингредиенты для его приготовления на рынке, так как никогда не обрабатывали землю: они верят, что бог Энгай послал им скот, включая пастбища для его пропитания.
Поэтому они не должны нарушать землю не только вспашкой, но и бурением колодцев или даже захоронением мертвых. В противном случае они рискуют тем, что божество разозлится и позволит танзанийскому вулкану Ол-Дойньо-Ленгай извергать лаву.