Марсель, подобно Парижу, является космополитичным городом, но атмосфера южнофранцузского порта, где живут дружелюбные и приветливые люди, больше напоминает рыбацкую деревню. Французы либо любят этот город, либо полностью презирают его…
Шармантный и всегда безупречно одетый француз с багетом под мышкой – это клише, которое лучше всего подходит жителям Парижа. Однако мало где это представление настолько далеко от истины, как в Марселе. Сегодня многие иммигранты из разных уголков Средиземноморья начинают здесь свою новую жизнь, но бурлящее смешение национальностей и этнических групп всегда было характерно для этого порта на юге Франции.
Город был основан в VI веке до нашей эры греками, а именно коренными жителями поселения Фокея, расположенного в Малой Азии, недалеко от современного Измира. Греко-персидские войны вынудили их покинуть родину и искать счастья в другом месте. Они плавали по Средиземному морю, пока не бросили якорь у побережья, удаленного почти на две тысячи километров, и в устье реки Роны заложили основы нового поселения под названием Массалия.
Независимый порт процветал под защитой Рима, пока не сделал ставку не на ту лошадь в гражданской войне между Цезарем и Помпеем. Гай Юлий завоевал его после четырехмесячной осады, и город потерял свою независимость. Однако стратегически расположенный порт процветал даже под римским владычеством.
На протяжении своей долгой истории Марсель принял многих иммигрантов: в прошлом веке туда направлялись армяне, бежавшие от геноцида 1915 года, и жители бывших французских колоний на севере черного континента, особенно из Алжира. В городе также проживает многочисленная итальянская община. Как и в прошлом, сегодня это просто средиземноморский перекресток между Европой и Африкой.
Ни Прованс, ни Франция
Хотя Марсель является центром региона Прованс и Лазурный берег, провансальские города, окруженные лавандовыми полями, имеют мало общего с космополитическим портом, полным жизни – разве что в обоих местах туристы покупают ароматное мыло. Режиссер и уроженец южнофранцузского города Робер Гедигян однажды заявил: «Марсель – это не Франция, Марсель – это даже не Прованс, Марсель – это мир сам по себе».
Пульсирующим сердцем мегаполиса всегда был и остается порт в районе Старого порта (Vieux-Port). Хотя рыбацкие лодки сменили яхты и корабли, стоящие вдоль причалов, каждый день здесь работает рыбный рынок со свежими дарами моря, а на широких набережных можно встретить людей разных культур и социальных классов.
В то время как в других французских городах новоприбывшие часто оказываются в «худших» районах, в Марселе богатые и бедные живут почти бок о бок. Даже если северные районы печально известны высоким уровнем преступности, это все же не отдельные гетто, удаленные от центра – все марсельцы просто встречаются.
Темная эпоха в истории города пришлась в основном на период с конца 30-х до начала 70-х годов прошлого века, когда местная мафия с корнями на Корсике организовала через порт контрабанду героина из Турции в США: однако в 1972 году французы и американцы разогнали большинство лабораторий и перевалочных пунктов.
Уличное искусство
Парижский район Монмартр в прошлом считался убежищем для бедных. Однако низкая арендная плата привлекала и художников, поэтому холм с белоснежной базиликой Сакре-Кёр позже стал синонимом места, полного популярных кафе и небольших галерей. Различные программы поддержки и субсидии желают подобной судьбы и живописному марсельскому кварталу Ле Панье, расположенному рядом со Старым портом: из-за дешевого жилья здесь раньше селились бедные иммигранты, в основном из Италии, а узкие улочки с натянутыми бельевыми веревками придают ему оттенок средиземноморского города.
Ле Панье действительно живет творчеством, но вместо высокого искусства здесь прижился в основном стрит-арт, то есть уличное творчество на стенах – в основном без разрешения владельца объекта. В не слишком большом районе туристы могут полюбоваться различными рисунками и граффити почти на каждом углу, так что сравнение с парижским Монмартром в конечном итоге не является совсем неуместным. Различается только стиль, которому привержены художественные районы. А что касается современной популярной культуры, то Марсель также является важным рассадником рэперов и хип-хоперов.
Пицца вместо буйабеса
Приготовить буйабес, традиционный провансальский суп с кусочками рыбы или морепродуктов, означает провести полдня за плитой. Первоначально это была еда рабочих и рабочего класса, в которую использовали рыбные остатки из других блюд. Однако сейчас жители Марселя редко балуют себя знаменитым деликатесом: постепенно он перекочевал из кухонь обычных семей в меню ресторанов, ориентированных на иностранцев, и поэтому выросли и цены. Поэтому у обычного марсельца нет причин тянуться к дорогостоящему деликатесу.
Большой популярностью у местных жителей, напротив, пользуется пицца из передвижных лавок. Первые стенды на четырех колесах во Франции родились именно в Марселе, в 60-х годах прошлого века. Тренд основал предприниматель, чей прицеп за машиной скрывал печь – и некоторые поэтому путали передвижной ресторан с машиной для укладки асфальта.
Сегодня улицы портового города пересекают около пятидесяти фургонов, предлагающих свежеиспеченный итальянский деликатес, за популярностью которого стоит и многочисленная община с Апеннинского полуострова. На предполагаемую типичную пиццу Марселя при этом входят анчоусы.
Дома у графа
Если вы выйдете за пределы города, то откроете для себя совершенно другой мир. Между Марселем и небольшим портом Кассис, расположенным в пятнадцати километрах, простирается национальный парк Каланки, который образуют известняковые скалы, остро врезающиеся в Средиземное море.
За областью закрепилось название «французские фьорды», и отправиться туда можно на автобусе прямо из Марселя. Красивые белые скалы поразят вас сразу в нескольких местах – на городском транспорте можно добраться до бухт Каллелонг, Сормиу, Моржиу или Сужитон.
Летом тамошние пляжи трещат по швам, но туристы приезжают круглый год, поскольку побережье между Марселем и Кассисом предлагает множество возможностей для коротких и целодневных экскурсий. Длинные заливы полюбили и капитаны небольших парусников, поскольку скалы защищают лодки от сильного и резкого ветра, так называемого мистраля. Однако в 2012 году «фьорды» стали национальным парком, и количество судов, которым разрешено находиться вблизи заповедника, строго регулируется.
На природу можно отправиться и из самого центра Марселя: в Старом порту вы садитесь на паром и всего через двадцать минут оказываетесь на Фриульском архипелаге. Четверку островов Помег, Ратонно, Тибулен и Иф отделяют от мегаполиса около трех километров, и доминантой последнего упомянутого – в остальном пустынного – является одноименный форт.
Прославил его писатель Александр Дюма, который оставил в нем в заточении своего романа «Граф Монте-Кристо». С XVI века подобная участь ожидала и многих безымянных моряков. Острова ведь служили местом, где моряки ждали, пока их пустят в главный порт.
Барби
Даму на высоких каблуках, вызывающе одетую и с сильным макияжем в Марселе называют «cagole» (каголь). Хотя ее характеризует также простодушие и вульгарность речи, это не оскорбление, и в городе так некоторые женщины даже называют себя сами. Они ведь воспринимают себя как гордых представительниц низших слоев, которые не стесняются своих корней и выступают в качестве естественного антипода снобистской буржуазии из Парижа.
Их партнером является немного надменный «cacou» (каку), всегда безупречно загорелый мужчина, который любит хвастаться своими мышцами или состоянием. Оба архетипа при этом отражают современную душу Марселя: город, смирившийся со своими недостатками, такими как проблемы с преступностью, далек от благородства Парижа, но его толерантные и дружелюбные жители могут тем быстрее принять новоприбывших или туристов.