Расположенный в штате Раджастхан, Индия, Джайпур является одним из самых привлекательных мест в этой стране с миллиардным населением. Город переплетается с историями знатных махараджей, украшен дворцами, храмами и базарами, и получил прозвище «Розовый город» за свой характерный оттенок.
История и культура Джайпура
Джайпур всегда был местом слияния ислама и индуизма, что привело не только к религиозному, но и к культурному переплетению, придавшему городу и его окрестностям неповторимый характер. Неслучайно этот регион называют «землей королей». В конце концов, правители действительно жили здесь на протяжении многих веков и оставили после себя много роскошных зданий, которые сегодня формируют местный дух.
Более того, присутствие правителей до сих пор не исчезло: в настоящее время в городе живет 23-летний махараджа Падманабх Сингх, профессиональный игрок в конное поло. Его дом — дворцовый комплекс в центре, который был создан в 18 веке путем объединения дворцов Чандра-Махал и Мубарак-Махал.
Снаружи, в тени деревьев, сидят несколько нищих, а ветер кружит вокруг них мусор. Но достаточно пройти через врата, и вы попадаете в другой мир: за входом вы сталкиваетесь с заклинателем змей, чья флейта издает резкие восточные звуки, и из корзины у его ног появляется голова черной кобры. Дворец сияет оттенками красного и желтого, а посреди двора стоит крепость Диван-и-Хас, где правители принимали почетных гостей, которые должны были чувствовать себя как в раю: окруженные пастельными красками и укрытые под крышей с резными орнаментами, они прогуливались по шахматной дорожке и восхищались роскошными люстрами, свисающими с потолка.
Не всякая вода одинакова
Современные посетители также могут полюбоваться огромным серебряным сосудом, весом внушительных 340 килограммов, на изготовление которого ушло более четырнадцати тысяч серебряных монет. С ним связана интересная история, в которой махараджа Савай Мадхо Сингх II взял его с собой в Британию, наполненным священной водой из Ганга.
Обязательно стоит посмотреть и многоэтажный дворец Чандра-Махал, украшенный зеркалами, во дворе которого расположены четверо ворот: из одних выглядывают павлины, другие украшены цветками лотоса, третьи представляют весну, а четвертые усыпаны цветами.
Вход в город обрамляют строения, напоминающие римские триумфальные арки с рельефами императоров, но индийские простые и необычно розовые. Вместе с большей частью городской застройки они приобрели свой оттенок в 1876 году, когда махараджа Савай Рам Сингх I приказал покрасить их по случаю визита британского короля Эдуарда VII. Как и в любом индийском городе, за воротами царит хаос, который стихает только вечером. Улицы полны людей, автомобилей, такси, рикш и верблюдов, типичных для Раджастхана.
В плену мусора
Базар в Джайпуре занимает площадь целого квартала и по своей привлекательности не уступает своим арабским аналогам, но нужно привыкнуть к тому, что местные жители называют его «баджар». Старые розовые дома там теснятся друг к другу, а над центром возвышаются минареты Пятничной мечети.
В ларьке на углу владелец готовит чечевичный дхал, приправленный специями и перцем чили. Постоянно кто-то подходит и за несколько рупий получает миску теплой еды, которую затем съедает в сторонке и бросает остатки на землю. О беспорядке позаботятся коровы и ветер.
На боковой улице над головами вьются сотни, если не тысячи кабелей. Босоногие продавцы, сидя по-турецки, отдыхают на стульях, читают газеты и время от времени пытаются что-то продать. В отличие от базаров на Ближнем Востоке, в воздухе витает некая летаргия, а возле одной лавки даже стоит корова. От прохожих можно услышать, что «к кому придет животное, тому даст благословение».
Просто капля лайма
Неподалеку мужчины толкают стебли сахарного тростника в старинную машину. Зубчатое колесо измельчает их, и с другой стороны вытекает сладкий сок. Все, что нужно, — это приправить его каплей лайма, и освежающий напиток готов. На базаре можно купить кокос за смешную сумму. Фрукты и овощи продают женщины в разноцветной одежде, которые сидят на земле и кажутся островками красоты в море грязи, отходов и остатков.
Из храма на другой стороне улицы тянется тяжелый аромат сандалового дерева от бесчисленных благовоний. Несколько верующих внутри читают молитвы — при этом они звучат так, словно поют, — и святой человек рисует им красные точки на лбу … На каждом шагу происходит так много, что вы чувствуете себя как во сне. И тут ваше восхищение прерывает деревянная повозка, запряженная верблюдом.
Камень к камню
За главным перекрестком в старом Джайпуре длинной вереницей открываются небольшие каменные лавки, спрятанные под красным сводом. Напротив, через дорогу, стоит древняя обсерватория Джантар-Мантар, а в парке вокруг нее расположено несколько огромных инструментов, которые могут очень точно измерять время. Местный гид объясняет их смысл: «Наши предки любили звезды, знаки и небо и старались их понять. Каждая часть делится на прямоугольники, представляющие часы, а штрихи в них соответствуют минутам. Как только появляется солнце, достаточно посмотреть, куда падает тень, и сразу становится ясно, который час».
Обсерватория даже внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и состоит из нескольких интересных зданий на открытом воздухе, назначение которых трудно оценить. Поэтому не бойтесь вкладывать средства в гида, благодаря которому даже случайное на первый взгляд расположение обычных камней начнет приобретать смысл. И вам останется только удивляться тому, как гениально местные жители все спланировали и построили.
Время не имеет значения
Перекресток в самом сердце старого города постоянно кишит людьми: спящие индусы лежат там в пыли и грязи улицы и с удовольствием отдыхают. Их не разбудят даже клаксоны рикш, которые за несколько десятков рупий довезут вас хоть с одного конца мегаполиса на другой. На окраине фонтана мужчины читают газеты, разговаривают или пьют черный чай с молоком. Как будто время потеряло смысл, и, хотя вокруг царит хаос, никто никуда не спешит …
Одним из самых посещаемых мест не только в Джайпуре, но и во всем Раджастхане является Хава-Махал, или Дворец ветров, и некоторые даже считают его одним из самых ярких символов Индии. В 1799 году он был построен махараджей Пратапом Сингхом, и со стороны улицы здание выглядит как из другого мира. Пять этажей, усыпанных почти тысячей окон, напоминают пчелиный улей, причем просветы когда-то позволяли женам махараджей, наложницам или другим женщинам при дворе выглядывать на улицу, куда им не разрешалось выходить.
Жизнь во дворе
Войти во дворец с бульвара нельзя — нужно искать скрытый двор на противоположной стороне, откуда здание выглядит совсем иначе. Здесь сидят несколько человек, в основном молодые пары, которые фотографируются. Памятник настолько популярен, что каждый хочет запечатлеть себя на его фоне. Лестницы ведут в башни через комнаты, на полу которых солнце рисует цветные узоры через мозаику в окнах. Наверху местные жители оживляют внушительный вид на мегаполис, проигрывая песни из Болливуда.
На горизонте тянется полоса темных холмов, постепенно исчезающих в дымке. Телевизионные и радиобашни возвышаются над панорамой города, и, конечно же, есть остроконечные индуистские храмы, из которых доносятся колокола. В любом случае, самый красивый вид на дворец открывается снаружи, и, если вам повезет, кто-то из местных жителей отведет вас на крышу близлежащих зданий, откуда очарование величественного здания кажется еще более сильным.
По пути вы пройдете мимо людей, которые живут прямо в небольшом мощеном дворе: там развешено белье, между которым играют дети, в углу готовят, и запахи еды смешиваются со знакомыми запахами. Так выглядит жизнь в Индии.
Города всех цветов
Джайпур — столица и самый густонаселенный город индийского штата Раджастхан. С точки зрения значимости он образует воображаемый квартет с тремя другими городами, каждый из которых славится живописными прозвищами: в то время как Джайпур «розовый», Джодхпур — синий, Джайсалмер — золотой, а Удайпур называют «городом озер».