Image default
Азия

Древний мегаполис Катманду: врата в Гималаи

Многие воспринимают Катманду как врата в непальскую часть Гималаев. Распространено мнение, что это высокогорный город, где на каждом углу можно встретить группы альпинистов, готовящихся к восхождению на один из восьмитысячников. Однако реальность несколько иная…

Непальская столица Катманду расположена на высоте 1400 метров над уровнем моря, но, учитывая ее географическое положение на широте Египта или Флориды, большую часть года здесь можно ходить в футболке и шортах. Гималайский хребет находится отсюда довольно далеко и виден только в ясные дни.

Вопреки ожиданиям, улицы не кишат альпинистскими экспедициями, готовящимися покорить какой-нибудь восьмитысячник – их можно встретить в основном в районе Тамель, куда стекаются практически все иностранные туристы. В остальном, горстка иностранцев легко теряется среди почти трех миллионов жителей агломерации.

Последний приют Будды

Катманду – это не просто удаленные врата в Гималаи. Сам по себе он представляет собой очень интересное туристическое направление, пока еще незаслуженно обделенное вниманием. Это один из старейших непрерывно населенных городов мира, основанный, по некоторым данным, еще во 2 веке. В застройке можно встретить множество исторических зданий, а жители сохраняют древние традиции.

Древний мегаполис Катманду: врата в Гималаи

К сожалению, в апреле 2015 года землетрясение силой 7,8 балла обрушилось на этот район, повредив или полностью разрушив около шестисот тысяч зданий. Не пощадило оно и храм Кастхамандап, который с 7 века доминировал в районе Мару и дал городу свое название.

Сегодняшняя непальская столица и окружающая агломерация имеют не один центр, а несколько. Между ними легко перемещаться на общественном транспорте; просто имейте в виду, что в микроавтобус, вмещающий максимум четырнадцать пассажиров в Европе, в Непале зачастую помещается и двадцать пять…

Первым в списке достопримечательностей, безусловно, является 36-метровая буддийская ступа Боднатх, одна из самых высоких не только в азиатской стране, но и в мире. Говорят, что в ней хранятся останки Будды Кассапы, двадцать седьмого из двадцати восьми будд. Ступа всегда была центром тибетского буддизма, поскольку она стоит в районе, через который в город шли торговые караваны из Тибета. После китайской аннексии Тибета в 1959 году большинство монахов бежали в Боднатх и построили около него более пятидесяти монастырей, так называемых гомп.

Древний мегаполис Катманду: врата в Гималаи

Чем больше, тем лучше

В Боднатхе всегда что-то происходит: верующие обходят ступу по часовой стрелке, вращают молитвенные барабаны, зажигают свечи, приносят жертвы божествам и вывешивают молитвенные флаги, на которых деревянными штампами печатают изображения или священные тексты. Синяя ткань означает небо, белая – воздух или ветер, красная – огонь, зеленая – воду, а желтая – землю.

Вы также можете вывесить свой флаг как турист. В Гималаях верят, что когда ветер дует в ткань, он распространяет вокруг благословение, добрую волю и сострадание, содержащиеся в его послании. Чем больше их развевается, тем лучше.

Само сооружение символизирует Будду, увенчанного короной и сидящего в позе медитации на львином троне. Считается, что монумент излучает энергию его полностью пробужденного ума. Вершина башни обозначает корону, куб с глазами – голову Будды, купол – тело, четыре лестницы у нижней террасы – ноги, а основание сооружения – трон.

Древний мегаполис Катманду: врата в Гималаи

Посторонним вход воспрещен

Однако большинство местных жителей – более 80 % населения – исповедуют не буддизм, а индуизм. Главным святилищем индуизма в Катманду является Пашупатинатх: он посвящен Пашупати как одному из проявлений бога Шивы, и его история восходит к 5 веку. Он расположен в храмовом комплексе, включающем 519 пагод, расположенных на площади 246 гектаров, чей нынешний вид относится к 1692 году.

К сожалению, как неверующие туристы, вы не можете войти в центральный двор или главный храм – и внимательная охрана безошибочно определит, кто может войти, а кто нет. Лишь некоторые небольшие и периферийные пагоды открыты для публики за небольшую плату.

Однако даже вид снаружи, с противоположного берега священной реки Багмати, – это незабываемое зрелище. Именно здесь индуисты сжигают своих мертвецов под открытым небом на так называемых гхатах и высыпают их пепел в грязную реку, где неподалеку купаются дети.

Это неповторимое зрелище, особенно когда за спиной у вас холм с другими храмами и священными людьми, называемыми садху, которые за небольшую плату с удовольствием позволят себя сфотографировать.

Предсмертный глоток

Говорят, что в Пашупатинатхе есть своего рода хоспис, где индуисты проводят последние дни своей жизни. И когда местный священник решает, что смерть близка, он дает больному или старому человеку выпить воды именно из реки Багмати. Учитывая ее огромное загрязнение, это, безусловно, последний глоток…

 

Немного вверх по течению строится очистительное сооружение, которое вызывает ряд вопросов с религиозной точки зрения: останется ли вода священной после химической очистки? И как это повлияет на ритуал последнего глотка?

Древний мегаполис Катманду: врата в Гималаи

Однако настоящим сердцем Катманду, несомненно, является площадь Дурбар, название которой можно перевести как «место дворцов». Упомянутые роскошные здания теснятся одно к другому, и каждое относится к разному историческому периоду. Самый значительный из них, Науталле Дурбар, имеет девять этажей и был построен в 1768 году шахом Притхви Нараяном в память об объединении Непала.

Также интересен дворец, называемый Воротами Ханумана, в западной части площади. Тамошняя статуя Ханумана 17-го века давно уже не напоминает бога в образе обезьяны, который появляется в эпосе «Рамаяна» в качестве помощника принца Рамы. Скульптура покрыта множеством тканей, а также слоем цветной пасты синдор, которую верующие наносят на нее в надежде сделать бога счастливым, и он в ответ благословит их долгой успешной жизнью.

Под звуки молотков

На Дурбаре приятно просто посидеть. Необязательно посещать какие-либо близлежащие достопримечательности, и все же обыденная суета предложит вам взглянуть на живой музей индуистской веры и непальских традиций. На одной стороне площади местные жители приносят подношения рельефу Кала Бхайрава, ужасающему аватару богини Кали, повелительницы времени и смерти.

Другие стоят у дворца Кумари и лелеют надежду хотя бы на несколько секунд увидеть юную девушку как предполагаемое воплощение богини Дурги. В других местах они приносят жертвы традиционным лингамам, фаллическим символам бога Шивы, или, возможно, закрашивают красной краской мнимые пенисы других божеств.

Чуть дальше они покупают корм для птиц у продавцов и сразу же разбрасывают его вокруг. Они верят, что таким образом заботятся о душах предков, перевоплотившихся в пернатых, прежде всего голубей.

Древний мегаполис Катманду: врата в Гималаи

Если вы решите совершить небольшую однодневную поездку, вы также можете посетить древний город Патан, который когда-то был отдельным, но сегодня поглощен агломерацией Катманду. Этот район славится своим кузнечным делом, и звук звенящих молотков проведет вас по переулкам к самим мастерским, где умелые ремесленники выкуют прямо на ваших глазах, например, молитвенный барабан.

Тернистый путь наверх

Сваямбунатх, еще один из многочисленных центров Катманду, мог бы быть просто одной из многих буддийских ступ. Если бы он не стоял на холме, сыгравшем важную роль в религиозной мифологии. Легенда гласит, что когда-то долину заполняло огромное озеро.

Но однажды бог Манджушри увидел во сне на поверхности цветущий лотос и пришел поклониться ему. Чтобы земные паломники тоже могли почтить цветок, он высек ущелье, вода из озера ушла, и осталась долина. Затем лотос превратился в холм, а цветок стал ступой.

Сегодня наверх можно добраться либо пешком с запада, по длинной лестнице, либо с комфортом на машине с юга. Однако, если вы жаждете необычных впечатлений, советуем выбрать лестницу. У ее подножия вам предстоит пройти через район, где правят стаи назойливых макак, пытающихся украсть у прибывающих все, что выглядит сладким и съедобным.

Древний мегаполис Катманду: врата в Гималаи

Однако они не откажутся и от блестящих солнцезащитных очков, и, если повезет, вы даже снимете их на видео, как непослушные школьники съезжают вниз по перилам. Говорят, что ночью они буквально захватывают весь холм, но для местных жителей они священны, поэтому все их выходки сходят им с рук.

В любом случае, западный трудный путь имеет также духовное измерение: если человек сам поднимется в жару по 365 ступеням наверх, он обязательно сразится с собственной волей и решимостью, после чего на вершине его захлестнет облегчение и удовлетворение. Тем больше он оценит пять золотых ящиков со статуями будд или самую большую известную позолоченную ваджру, мощное оружие бога Индры, сочетающее в себе свойства меча, булавы и копья.

Катманду на тарелке

Основу непальской кухни составляет дал-бат – вареная приправленная чечевица или другая бобовая культура «дал» и приготовленный на пару рис «бат». В блюдо также входит овощное карри. Однако это не исключительно непальское блюдо, и вы можете насладиться им также в Индии или Пакистане.

Уникальны, напротив, фаршированные клецки момо, чье эластичное тесто скрывает мясо или овощи. Их готовят на пару, подают с пикантным соусом, и это популярная уличная еда, отдаленно напоминающая русские пельмени или итальянские равиоли.

Однако если чечевицу дал можно попробовать во многих индийских ресторанах, то момо можно попробовать только в заведениях, управляемых коренными непальцами.

Похожие статьи

Монголия: Путешествие по бескрайним равнинам регионов Архангай и Оворхангай

Антон Фишман

Бахрейн: жемчужина Ближнего Востока – история, роскошь и приключения

Баку: что больше всего сюда привлекает туристов

Антон Фишман

Оставить комментарий