Image default
Азия

Долина реки Орхон: археологические памятники и буддийские здания

Маленький, примерно четырехлетний мальчик закричал на нас. Он был голый и стоял босиком в холодной грязи. Видимо, холод его не беспокоил, и он подшучивал над незнакомцами, кутающимися в пуховики. Маленький Чингисхан, как мы сразу же его назвали, напомнил нам о суровой истории монгольского народа, с которым тесно связано место, к которому мы направлялись.

Когда мы впервые прибыли в это памятное место, нас встретили как природа, так и местные жители. Природа показала нам свое местное менее доброе лицо. Было сыро, температура была чуть выше нуля, шел дождь и дул холодный ветер.

Образ жизни людей в степях Центральной Азии всегда был основан на природных условиях. Бесконечные холмистые пастбища обеспечивали пищей большие стада крупного рогатого скота, овец и верблюдов, но нехватка воды и экстремальные климатические условия в течение всего года вынуждали скотоводов постоянно переезжать – летом на сочные луга, зимой в защищенные долины. Но даже кажущаяся свободной и привольной жизнь в степи имела свой порядок.

Долина реки Орхон: археологические памятники и буддийские здания

Кочевники путешествовали по более или менее устоявшимся маршрутам с фиксированными пунктами, которые представляли собой стабильные поселения, служившие центрами торговли. Однако на открытой местности, подверженной палящему солнцу летом и морозным ветрам зимой, было не так много мест для развития этих центров. Уже в период неолита долина Орхон на восточной стороне гор Чанай стала одной из них.

Колыбель наций

На следующий день после ночевки в приятно отапливаемой юрте приятно, хотя и морозно. Наконец, мы можем пройти мимо реки, которая разливается по плоской долине и образует многочисленные ответвления и извилины, обрамленные травянистыми склонами. В отличие от волнистой степи, покрывающей большую часть Монголии, здесь есть рощи тополей и лиственниц. Группы коров и яков пасутся на склонах, табун лошадей отдыхает у реки, а утки и лебеди плавают на поверхности.

Неудивительно, что идиллическая долина с рекой, защищенными оврагами и плодородной почвой была открыта людьми еще в бронзовом веке. С этого периода на скалах были найдены артефакты и гравюры. В течение первого тысячелетия нашей эры в Долине сменяли друг друга несколько могущественных наций. Они начали использовать его как центр своих империй. Большинство народов на территории современной Монголии просуществовали несколько столетий, а затем переселились в отдаленные регионы Евразии.

Долина реки Орхон: археологические памятники и буддийские здания

Гунны, заселившие этот район в 3–4 веке достигли Центральной Европы. Памятники тюркским народам относятся в основном к 6–7 веку. Во многих местах гор Чанай, включая долину Орхон, мы нашли остатки их зданий, могилы, отмеченные прямыми стройными камнями и таинственными каменными кругами и спиралями, в которых проходили шаманские церемонии.

После этого периода турки отправились на Запад и заселили часть Центральной и Западной Азии. К тюркским народам относились уйгуры. Они правили здесь в 8–9. веках. Они были первыми, кто построил город в долине Орхон и сделал его центром своей империи более чем на сто лет. Город Чар Балгас, от которого сохранились очертания зданий, остатки дворцовых стен и стелы с надписями руническим шрифтом, был важным пунктом на знаменитом Шелковом пути.

Чингисхан

На протяжении веков общество, как на территории Монголии, так и в окрестностях, было разделено на ряд кланов и небольших ханств, которые часто конкурировали друг с другом. В правящей семье, в одном ханстве, в 1200-х годах родился мальчик по имени Тэмуджин. Его отец был отравлен, и он рос один. Вскоре он окружил себя мощной армией и контролировал значительную часть Центральной Азии. Когда он провозгласил себя царем мира его империя простиралась от Каспийского моря до восточного Китая.

Долина реки Орхон: археологические памятники и буддийские здания

Чингисхан прославился как безжалостный и жестокий завоеватель. Но правда в том, что он объединил разрозненные и враждующие кланы и оказал значительное влияние на распространение торговли и культуры среди азиатских народов. Даже его империи нужен был центр. Выбор снова пал на долину Орхон. Столица Харачорам была построена Чингисханом в 1220 году. Когда он умер в 1227 году, его сын Угедейкан продолжил эту работу. Во времена своего наибольшего размаха город занимал площадь в 64 км2. Единственным видимым памятником того времени являются две гигантские каменные черепахи. Первоначально их было четверо, и они охраняли входы в город Чингисхана.

От поселений древних народов или города Чингисхана мало что осталось, поэтому все посетители, в том числе и мы, отправляются к памятнику на несколько столетий моложе, к буддийскому комплексу Эрдэнэ Зуу. Короткая асфальтированная дорога ведет нас от окраины нынешнего города Чарчорин к длинной стене, которая окружает квадратную площадь. Мы входим через ворота внутрь и оказываемся в районе с несколькими зданиями. В этом районе расположен главный храм. Здесь хранится ряд ценных предметов, наиболее почитаемыми из которых являются статуи Будды, изображающие различные этапы его жизни. Стены храма украшены картинами, изображающими жизнь Богов и демонов.

Несокрушимая вера

Здания представляют собой лишь небольшой остаток первоначального комплекса. Эрдэнэ-Зуу был основан по приказу правителя Абтайчана в конце 16 века. Его строительство началось в 1586 году и непрерывно достраивалось и реконструировалось на протяжении трех столетий. По имеющимся сведениям, во времена его наибольшей славы здесь насчитывалось около пятисот зданий, в том числе шестьдесят два храма. В них проживало до десяти тысяч монахов. Огромный удар по храму нанесли чистки, начавшиеся под влиянием коммунистической идеологии в 1937 году. Им было поручено уничтожить буддийскую веру по всей Монголии.

Долина реки Орхон: археологические памятники и буддийские здания

Из семисот храмов и монастырских комплексов только четыре более или менее сохранились! Семнадцать тысяч лам были убиты, а остальные были вынуждены отправиться в изгнание или жить на задворках общества. Из комплекса Эрдэнэ-Зуу до наших дней сохранилось только восемнадцать зданий. Начало 90-х годов ознаменовало не только изменение политического стиля Монголии, но и начало огромного возрождения буддизма в этой стране. Оказалось, что чистки и запреты не смогли искоренить веру из умов простых монголов.

Даже храм Эрдэнэ-Зуу снова начал служить своему первоначальному назначению. В определенный час ламы и верующие собираются в храме. Согласно старому ритуалу, молодые монахи призывают их, дуя на иноземные раковины. И снова по храму разносится бормочущее горловое чтение мантр, визг свистков и волнующий барабанный бой.

Похожие статьи

Деревня Кулдхара: Тайна проклятой индийской деревни

admin

Сейшельские острова: маленький рай, полный адских цен

admin

Израиль: выходные в Тель-Авиве

admin

Оставить комментарий