Магия и колдовство – это не только сказки. Город Дириомо на юго-западе Никарагуа получил всемирную известность благодаря белой магии, которую, как говорят, практикуют местные колдуны. За небольшую плату они обещают избавить от всех болезней, предсказать будущее и дать попробовать волшебный напиток.
Легенды и традиции
О способностях никарагуанских колдунов среди местных ходят настоящие легенды, и они с удовольствием ими поделятся. Колдовская практика в Дириомо восходит к доколумбовым временам, но ее нынешний вид значительно отличается от прежнего: католическая вера, привнесенная испанцами, оставила свой след в конечном итоге.
Индейцы переняли у завоевателей различные народные чары и заклинания, которые впоследствии смешались с уже существующими и породили новую и оригинальную версию магических практик.
Вера в сверхъестественное
Вера в сверхъестественное укоренилась в культуре жителей Дириомо и многих окрестных городов чрезвычайно глубоко. Помимо восхваления колдунов, местные жители рассказывают истории о призрачных явлениях, о встречах с духами в волчьем обличии – так называемыми cadejos – или о призраке женщины по имени Ла Льорона, которая пугает свидетелей своим плачем.
Колдовство сегодня
В то время как в прошлом колдовство было относительно распространенным явлением, сегодня оно практикуется в основном среди жителей развивающихся стран американского и африканского континентов, а большая часть развитого мира считает предполагаемых колдунов манипулятивными шарлатанами.
Однако при посещении Дириомо становится ясно, что это далеко не всегда так: тихий и спокойный городок вместе с соседней деревней Дириа считается колыбелью колдовства и магии, и именно белая магия остается главной местной достопримечательностью.
Пыльная история
Уже на протяжении веков рассказывают, что Дириомо является резиденцией колдуний, и торговля волшебными зельями процветает там с незапамятных времен. Как кажется, традиция сильна и продолжается до сих пор – ведь в небольшом городском центре предлагают свои услуги не менее полудюжины целителей, которые, однако, сами себя называют духовными советниками. А если выехать за город, то в радиусе пятидесяти квадратных километров их найдется еще пятнадцать.
По улицам Дириомо ежедневно проходят сотни посетителей. Многие приехали издалека, чтобы найти решение своих финансовых, медицинских или даже любовных проблем. Обычно их удивляет пыльный городок, который словно замер во времени. Дома из саманных кирпичей, которые изготавливаются из смеси грязи и соломы, окружают большие сады.
Тридцатитысячная община расположена на нагорном плато, прямо на старой доколумбовой трассе, соединяющей города Масайя и Гранада. В тени обоих соседей она, однако, выделяется тем, что там до сих пор практикуются и некоторые древние ритуалы – включая приготовление аборигенского колдовского напитка chicha bruja.
Сопровождение до двери
В главном городском парке вы встретите множество слоняющихся мальчиков, которые в качестве проводников пригласят вас на консультацию к кому-нибудь из местных колдунов, способных, как говорят, вылечить любую болезнь.
Эти так называемые caponeros должны выискивать в толпе прохожих незнакомые лица и оценивать, нуждаются ли они в помощи. Если им удается заманить иностранца, они провожают его до двери конкретного специалиста.
«В парке спрашивайте о Casa de las Palomitas. Тогда уже не нужно вообще добавлять, что ищете колдуна – я точно знаю, куда вас отвезу», – рассказывает caponero Эдвин Флорес, добавляя, что за сопровождение клиента к советнику взимает обычную плату, но небольшой совет предоставит и бесплатно. Его коллега Исаак Балтодан добавляет: «Заинтересованного отведем к советнику и подождем. Затем проводим его на прежнее место или туда, куда он сам скажет».
Разнообразие практик
Большинство местных колдунов исповедуют христианство и свои практики строят на травах. Другие предоставляют гораздо более разнообразный спектр услуг, от всевозможных чар и очищения, предсказания будущего и толкования карт Таро до просмотра фотографий с хрустальным шаром. Некоторые гордятся солидной репутацией и имеют за плечами богатую карьеру, другие же открыто представляются как маги, хотя свои способности еще не успели должным образом доказать.
Колдуны и мошенники
Магическая «промышленность», конечно, привлекает и мошенников, и к их типичным практикам относится злоупотребление идентичностью кого-нибудь из признанных колдунов. Обычно это происходит в сотрудничестве с местными таксистами, которые иностранцев, не знающих местности, отвозят к известному колдуну, не давая при этом возможности понять, что он говорит с кем-то совершенно другим.
Однако, окажется ли турист у настоящего целителя или только у умелого актера, его деньги имеют ключевое значение для бедной экономики. Ведь посетитель, конечно, платит не только за колдовство, но из его кармана живут и хостелы, рестораны, таксисты и продавцы сувениров.
Туризм и фольклор
Это является положительной новостью и для никарагуанского правительства. Министерство туризма пропагандирует колдовские города как часть национального фольклора, и из небольшого Дириомо и окрестных деревушек таким образом стали востребованные места. Их репутация давно перешагнула границы страны, и большинство прибывающих сегодня приезжают именно из-за границы, конкретно из Соединенных Штатов, Канады и Европы.
Травы, свечи, святые
Местные колдуны даже отдаленно не соответствуют стереотипному представлению сказочного персонажа с хрустальным шаром и остроконечной шляпой. Все клише рушит и Андреа Пенья: Она связывается со своими клиентами через мобильный телефон, а при личной встрече раздает визитки.
В ее доме, который колониальным стилем ничем не отличается от всех остальных в квартале Эль Растро, не хватает телевизора и компьютера с подключением к интернету. И обозначение «колдунья», под которым ее знает большинство местных, она отвергает. «Я не колдунья и не что-то подобное, я целительница и духовная проводница», – объясняет 70-летняя дама, чье лицо не отрицает черты коренных индейских жителей.
Она говорит о себе как о природном враче и в своей более чем сорокалетней практике полагается на травяные мази и коры различных деревьев. Якобы благодаря им она справляется даже с болезнями, перед которыми современная медицина остается бессильной. В гостиной и в кабинете у нее висит более ста портретов святых, которым она, по ее словам, предана и регулярно вспоминает их. Свечи и молитвы она использует также для преодоления болезней и несчастий.
Поддержка женщин
Донью Андреу чаще всего ищут женщины. В приемной их постоянно бывает около восьми, и они терпеливо ждут своей очереди. Их приводят разные причины, от проблем со здоровьем до раскрытия личности любовницы мужа и гадания на картах. «Я работаю только так, чтобы делать добро. Если вы обратитесь ко мне, чтобы кому-то навредить, можете сразу уйти – в таком случае я вам не помогу», – добавляет она. Консультация у нее стоит около 120 рублей, если же заказчик не может позволить себе указанную сумму, она готова уступить.
Указанную цену она, конечно, взимает за несложные процедуры в виде чтения по руке, а за специальные запросы – например, приготовление напитка любви – платят больше.
Всего в нескольких километрах от Дириома находится деревушка Сан-Хуан-де-Ориенте, известная двумя видами древних умений: изготовлением керамики и смешиванием колдовского напитка chicha bruja. Его основу составляет кукуруза, которую не менее трех дней вымачивают, а затем перемалывают.
Полученную массу после варки дают отстояться около четырех дней в глиняной посуде, чтобы она забродила. Напиток таким образом служит многим местным в качестве заменителя алкоголя, но, кроме того, они уверяют, что он полезен для здоровья – особенно для почек.