Чингетти – уединенный мавританский город, окруженный Сахарой. В его «современной» части можно увидеть несколько обветшалых зданий, небольшую площадь, рестораны и рынок.
Однако гораздо более интересное зрелище предлагает старинная часть города с пятью библиотеками, хранящими тома, возраст которых насчитывает столетия.
Сахара, помнящая зелень
Сахарская равнина Адрар в современной Мавритании была заселена людьми еще тысячи лет назад, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Путь в Чингетти, бывший торговый центр региона, украшают скалы в перевале Амогхар, украшенные доисторическими рисунками жирафов, коров и людей. Фон древних «холстов» напоминает зеленый пейзаж, что соответствует предположениям ученых о том, что здесь когда-то располагалась плодородная саванна. Сегодня от нее осталась лишь безжалостная пустыня.
Сердце каравана
Основание Чингетти датируется 777 годом, но своего расцвета он достиг только в 13 веке, когда стал важным пунктом на пути торговцев, паломников и солдат, пересекающих Сахару. По легенде, здесь можно было «разместить» до 30 тысяч верблюдов на любой срок.
Благодаря этому деревня со временем превратилась в одну из крупнейших стоянок караванов в регионе и одновременно в центр ученых арабского мира. В 17 веке Чингетти контролировал торговлю солью по всей Сахаре и стал обязательной остановкой на пути в Мекку.
Библиотеки, рожденные паломничеством
Именно последнее обстоятельство привело к тому, что в этом месте возникло несколько ценных библиотек. Многие паломники, исламские мыслители и интеллектуалы оставляли в деревне свои книги. И поскольку со временем о них нужно было заботиться, каталогизировать и делать доступными для других, многие семьи решили взять на себя эту задачу и основали в своих домах небольшие библиотеки.
Эти библиотеки, собирающие знания тогдашнего мира, привлекали других ученых со всех уголков исламской империи – и это происходит в некоторой степени и сегодня, хотя и в гораздо меньших масштабах.
Между книгами и рукописями
Одна из библиотек, Хаботт, содержит около 1300 книг. Это название она носит уже более ста лет, когда ее открыл для публики местный поселенец Сиди Ульд Мохамед Хаботт. Тогда в Чингетти было около тридцати библиотек, но большинство из них со временем исчезло, и сегодня их осталось всего пять.
Экскурсию проводит библиотекарь, который провел в недрах своего королевства всю жизнь и для которого забота о книгах – это призвание. Он говорит «только» на французском и арабском языках, как и люди почти во всем регионе. Но даже с теми немногими английскими словами, которые он знает, он пытается объяснить.
Сначала он показывает старейшую печатную книгу, которой владеет. Прежде чем взять ее в руки, он надевает перчатки, затем переносит ее на стойку и очень осторожно открывает. Книга 13 века содержит религиозные тексты.
Большинство хранящихся писаний посвящены толкованию Корана, но некоторые также включают трактаты по астрономии, праву и математике. Самая старая рукопись, написанная на бумаге, привезенной из Китая, датируется даже 11 веком.
Аромат чернил и кожи
Библиотека представляет собой одну огромную комнату в доме из обожженного кирпича. Вдоль стен стоят шкафы, полные старинных свитков, а самые ценные защищены стеклянными витринами.
Однако местный микроклимат никак не регулируется, поэтому жаркий пустынный воздух, пыль и песок медленно разрушают книги. Тем не менее владельцы не думают о перемещении памятников в музеи: они слишком ценны для них, как и для всего Чингетти.
Несмотря на неподходящие условия, книги остаются в относительно хорошем состоянии, и каллиграфия, а также орнаменты, украшающие переплеты и листы, захватывают дух. Запах бумаги, чернил и кожи «пропитал» даже стены здания.
И хотя золотые времена этих сокровищ давно прошли, и сегодня это место иногда посещают мусульманские ученые, чтобы искать в древних писаниях божественную истину и руководство, как правильно жить.
В песочных объятиях
Чингетти, как и многие другие поселения в регионе, находится под угрозой постоянно расширяющейся Сахары, и нередко можно увидеть наполовину засыпанные дома. Как наш соотечественник зимой сбрасывает снег, так и в арабской деревне нужно прокладывать себе путь песком. Разница в том, что снег тает, а песок остается и ничто его не остановит.
Внутри касбы – крепости, когда-то защищавшей все поселение – находится один из национальных символов страны, так называемая Большая пятничная мечеть 13-14 веков. Именно благодаря ей община стала якобы седьмым самым священным местом ислама, хотя, кроме ученых из Западной Африки, это утверждение никто не признает.
Тем не менее, Чингетти на протяжении веков был альтернативой для верующих, которые не могли добраться до далекой Мекки, и путь в деревню до сих пор представляет собой вариант священного мусульманского паломничества хадж.
Святость в обрамлении безделушек
К святыне ведут узкие улочки, с которых видно маленькие дворики. Многие дома остались заброшенными, а многие другие украшены надписями «library» или «souvenirs». Перед некоторыми в пыли валяются разные безделушки для туристов, а чуть дальше завершают неутешительный вид разбросанные отходы.
Местные женщины пытаются продать посетителям что-нибудь любой ценой, и когда им это не удается, не скрывают разочарования. Настойчивость, или даже агрессивность их проявлений, говорит многое о том, как тяжело прокормиться в этой стране.
Мечеть окружает мощная ограда, в двух местах проходная деревянными дверями. Однако прибитое предупреждение ясно говорит, что немусульманам нельзя входить внутрь. Впрочем, подобные предписания касаются большинства святынь по всей стране, и, например, в Марокко эти запреты даже регулируются законом.
Проходящий мимо мужчина сначала улыбается нашей туристической группе, но когда понимает, что мы хотели бы заглянуть внутрь, только качает головой, проскальзывает в запретное пространство и начинает молиться. Остается только уважать предписание.
На другую сторону
Добраться до Мавритании не так сложно, как может показаться: вы можете приехать либо с юга из Сенегала, либо с севера из Марокко. Второй вариант также имеет определенный романтический шарм, поскольку необходимо пересечь территорию Западной Сахары и пройти через один из самых длинных заборов на планете.
Он был создан для отделения оккупированной Марокко Западной Сахары от территорий, контролируемых Фронтом Полисарио и Мавританией. Сегодня конфликт остается замороженным, но минные поля никто не убрал.
К границе можно добраться с севера на автобусе или такси, после чего начинается бюрократический процесс. На марокканской стороне пограничники в основном интересуются, не журналисты ли вы и не везете ли гашиш. С соответствующим разрешением вы преодолеете тщательно охраняемую, заминированную и ограниченную забором линию за несколько минут.
Вместе с территорией Марокко заканчивается и дорога, и перед вами открывается только песчаная равнина. Такси и грузовики движутся по выезженным грунтовым дорогам и стараются не застрять. Тем не менее, повсюду из песка торчат остовы автомобилей.
Порядок должен быть
На мавританской стороне выездные формальности происходят в соответствии с точным бюрократическим порядком. Виза стоит 35 евро, никаких взяток не требуется. Чиновники очень хорошо говорят по-французски и также владеют английским.
Процесс включает в себя получение маленькой фотографии, снятие отпечатков пальцев и запись некоторых деталей о путешественнике. Полицейские выполняют свою работу очень честно, при этом звонят и в то место, где посетитель должен провести первую ночь в стране.
Везде царит порядок, и даже «менялы» предлагают довольно справедливый обменный курс, поэтому им никто не мешает в работе. Граница между Марокко и Мавританией может создавать впечатление враждебного и дикого места, но это не так: по африканским меркам там все работает, как надо, и переход между обеими странами на самом деле представляет собой интересную прогулку по пустыне.
Разделенная пустыня
Западная Сахара представляет собой пустынную область, ограниченную Атлантическим океаном, Марокко, Алжиром и Мавританией. По данным ООН, это самый большой населенный регион «без собственного суверенитета», занимающий площадь 266 000 км² и населенный около полумиллиона человек.
Большую часть территории управляют марокканские власти (без официального признания), но около четверти внутренних территорий контролирует повстанческий Фронт Полисарио, который ранее провозгласил Сахарскую арабскую демократическую республику. К 2011 году ее признали около 80 государств.
Конфликт обострился в 70-х годах прошлого века, когда из своего колониального региона ушли испанцы, и территорию должны были разделить Мавритания и Марокко. Однако претензии также предъявил недавно сформированный Фронт Полисарио, представляющий интересы коренных сахарских арабов, живущих в регионе. Последовало шестнадцатилетнее столкновение с марокканской армией, которое до сих пор не удалось разрешить.
Большую часть Западной Сахары сегодня контролируют марокканцы, но восточную внутреннюю часть удерживает Фронт Полисарио, и обе части разделяет мощный вал, окруженный минными полями, возведенный по инициативе марокканского правительства.