Для большинства туристов Таиланд – это прежде всего прекрасные пляжи и восхитительная кухня. Однако, за этой туристической привлекательностью скрывается наследие некогда могущественной Сиамской империи. Прикоснуться к прошлому, окутанному легендами, можно в историческом городе Аюттхая.
Путь к древней столице
Остатки древней Аюттхаи расположены примерно в шестидесяти километрах к северу от Бангкока. Выбраться из транспортного хаоса восьмимиллионного мегаполиса, пульсирующего бешеной активностью, непросто: дороги заполнены автобусами, мотоциклами, автомобилями, красочными тук-туками и такси, и вы постоянно застреваете в пробках. Но как только силуэты небоскребов исчезают вдали, их сменяет плоская местность, усеянная рисовыми полями.
Благодаря плодородной почве, важнейшая азиатская культура созревает здесь трижды в год. Жизнь сельскохозяйственных рабочих, живущих всего в нескольких километрах от современного большого города, мало чем отличается от обычаев их предков вековой давности – во времена, когда Таиланд назывался Сиамом.
Столетия на вершине
Название памятника, который сегодня является одним из самых посещаемых в Таиланде, переводится как «непобедимый». И большую часть времени, когда Аюттхая служила центром могущественной Сиамской империи, она действительно оправдывала свое название: в середине 14 века она получила статус столицы и оставалась на вершине более четырехсот лет, пока в 1767 году ее не разрушила соседняя Бирма. В течение этого времени она фактически определяла направление не только самой территории Таиланда, но и окружающих регионов.
По легенде, мифический король Утхонг основал на слиянии рек Чао Прая, Лопбури и Па Сак город, которому было суждено прославиться до небес. Археологические находки подтвердили, что небольшое поселение существовало там и раньше, но Аюттхая быстро его поглотила. Ее влияние стремительно росло по мере увеличения богатства местных жителей, и к концу самой славной эпохи она даже начала претендовать на Малайский полуостров.
Ее позиции не ослабила даже изнурительная и продолжавшаяся десятилетиями война с Бирманской империей. И когда в начале 17 века европейцы начали проникать в Юго-Восточную Азию, Аюттхая сыграла ключевую роль в налаживании контактов между далекими народами.
Конец процветающей столицы наступил внезапно и неожиданно в 1767 году от рук бирманских врагов, которые хотели отомстить за недавнее поражение. Спустя почти три столетия все еще видны следы разрушительного набега, который полностью уничтожил сердце Сиамской империи. Падение Аюттхаи, однако, позволило развиться другому городу – Бангкоку. Первоначально небольшой порт постепенно превратился в один из важнейших центров всей Азии.
Медитировать и учиться
На окраине старого города, недалеко от реки Па Сак, вы наткнетесь на руины благородного храмового комплекса с труднопроизносимым названием Ват Яй Чай Монгкхон, или «храм великой победы». Это отсылка к славной победе над давним соперником – во времена, когда гордые сиамцы строили святыню, они понятия не имели, что Бирма в конечном итоге нанесет им окончательное поражение.
Сегодня, однако, древние жители, вероятно, не узнали бы Аюттхаю: всего в нескольких шагах от храма в уличном киоске продают супы и лапшу, острый салат из папайи сом там и кусочки рыбы в карри, а снаружи стоят несколько красочных тук-туков.
За стеной из красноватого кирпича в небо возвышается 72-метровая ступа в цейлонском стиле: говорят, что буддийский памятник, предназначенный для медитации, был построен самим легендарным королем Утонгом, чтобы монахи могли спокойно медитировать, учиться и впоследствии распространять буддизм.
Сооружение удивительно устойчиво ко времени и сохраняет древнюю атмосферу. Лестницу наверх охраняют два сидящих Будды, а другие статуи «просветленного» – простые и одетые в красочные одежды – обрамляют аллею, извивающуюся вокруг него.
Молитвы лотосов
Жизнь в храме не остановилась даже после того, как Аюттхая исчезла с карты. В современных деревянных домиках на границе комплекса по-прежнему живут монахи в традиционных оранжевых халатах, а перед входом в святыню стоит величественная статуя лежащего Будды с типичной блаженной улыбкой.
К огромному каменному телу, покрытому золотой одеждой, продолжают стекаться толпы с приношениями и наклеивают на него кусочки золотой фольги или цветков лотоса, или оставляют ему у ног небольшое подаяние. Это важная часть жизни тайцев, которые верят, что дарение является частью жизни хорошего человека.
Среди руин стен сегодня стоит современная версия некогда разрушенного храма, включая настенные сцены, ярко изображающие битву с бирманцами. Перед молитвой у алтаря верующие снимают обувь и садятся на землю. При этом они стараются не вдыхать аромат принесенных лотосов. «Он принадлежит Будде, и человек не должен его вдыхать, иначе он отнимет его у Будды», — объясняет гид Rewadee.
Безголовые Будды
На другом берегу реки когда-то стоял королевский дворец Ват Пхра Си Санпет с важным храмовым комплексом, отделенный от остальной части города невысокой крепостной стеной. Их задачей было не остановить врага, а показать простым смертным границы священного пространства. Сооружение 15 века было самым большим во всей Аюттхае — это был воображаемый центр империи, где буквально творилась история.
В величественной святыне доминировал гигантский Будда, покрытый 250 килограммами золота, драгоценный металл, однако, оказался в руках завоевателей, и от статуи, как и от всего дворца, остались только обугленные каменные руины.
Та же участь постигла и окружающих меньших Будд, которым враги отрубили головы. «Завоеватели из Бирмы могли разрушить наши храмы, сжечь дворцы и убить людей. Но настоящим последним ударом стало то, что они – хотя и сами буддисты – осмелились повредить даже священные статуи», — рассказывает один из гидов. По словам некоторых, завоеватели искали в скульптурах золото, сокровища и драгоценности, другие утверждают, что у них просто не было выбора, иначе им грозила смерть от рук своих командиров.
Тревожный вид безголовых торсов смягчается тремя хорошо сохранившимися ступами, стоящими неподалеку: по легенде, в них хранится пепел первых трех королей династии Чакри, к потомкам которых принадлежит и нынешний тайский монарх Рама X.
Кхмерское вдохновение
Менее чем в километре от руин королевского дворца находится, пожалуй, самая известная святыня в Аюттхае – Ват Махатхат, или «храм великого духа». Он был построен в 1374 году во время правления короля Боромы Рачатхирата и прославился прежде всего своей нетипичной архитектурой.
На первый взгляд он похож на среднеамериканские пирамиды и по стилю напоминает камбоджийский Ангкор-Ват. И это не случайно — ранняя Сиамская империя действительно была вдохновлена тогдашней более крупной и могущественной Кхмерской империей. Таким образом, несколько зданий в Аюттхае украшены башнями пранг, символизирующими священную индуистскую гору Меру.
Однако из-за заболоченного основания многим из них грозит обрушение: они уже сильно наклонены, и в течение нескольких лет туристы, возможно, увидят их только на фотографиях.
Доминантой Ват Махатхата является могучий баньян: тайцы относятся к нему с огромным уважением, ведь именно под этим видом фигового дерева, по преданию, родился Будда в непальском Лумбини. Символическое значение старого дерева в Аюттхае подчеркивается огромной головой святого, помещенной в его корни. Говорят, что она обладает священной силой, и толпы посетителей стекаются в город также из-за нее.
Существует несколько историй о том, как она оказалась на этом месте — например, о том, что бирманцы в своей ярости забыли срубленную голову на земле, после чего она позже ожила благодаря дереву. Таким образом, она избежала участи многих других скульптур, ставших частью частных коллекций. В 19 веке подобные «сувениры» увозили с собой и европейцы.
Туристический тигр
Движущей силой тайской экономики является туристическая индустрия. Почти 70-миллионное королевство частично зависит от доходов от иностранных туристов: по статистике, туризм составляет до 20% валового внутреннего продукта. До 2020 года, когда оборот сектора значительно сократился из-за ограничений, связанных с пандемией, показатель ежегодно рос на три процента и катапультировал Таиланд на восьмое место в рейтинге самых сильных азиатских экономик.
Однако огромный интерес туристов в последнее время сказывается. Переполненные пляжи тонут в мусоре, а на подводную экосистему негативно влияет загрязнение, вызванное чрезмерным использованием экскурсионных лодок. Ситуация зашла настолько далеко, что несколько лет назад власти решили полностью закрывать одно из самых популярных мест, пляж Майя Бэй на острове Ко Пхи Пхи Лех, который прославил голливудский актер Леонардо Ди Каприо в фильме «Пляж», каждый раз во время пикового туристического сезона.
До недавнего времени его ежедневно посещали пять тысяч человек, и у берега стояло двести лодок. Благодаря этому государственная казна зарабатывала 267 миллионов долларов в год, но в то же время безвозвратно исчезло 80% коралловых рифов, и администраторам пляжа не оставалось ничего другого, как прибегнуть к непопулярным мерам.
По словам властей, запрет на въезд продлится до тех пор, пока находящаяся под угрозой экосистема не вернется в первоначальное состояние. Поэтому туристам придется подождать некоторое время: коралловые рифы восстанавливаются со скоростью примерно один сантиметр в год.